АГС против ЭКОВАС: на пути к фрагментации Западной Африки?
Французский исследовательский центр FMES 26 марта 2025 года опубликовал материал о перспективах Альянса государств Сахеля и его отношениях с другими акторами в регионе
Средиземноморский фонд стратегических исследований (FMES), базирующийся в г. Тулон и возглавляемый с 2022 г. вице-адмиралом Ш.-А. дю Ше, ныне является во Франции одним из ведущих аналитических центров по вопросам военно-морской стратегии и безопасности. При этом в качестве еще одного приоритета в своей работе организация фокусируется на изучении Африки и происходящих там системных сдвигов. Свежую публикацию как раз по африканской тематике подготовила руководитель профильной исследовательской программы в составе Фонда Н. Багайоко, чьи экспертные комментарии в последние годы высоко востребованы и другими аналитическими центрами страны. Ранее в своих статьях автор неоднократно обсуждала неудачи стратегии Парижа на континенте, выявляла причины провального завершения операции «Бархан» в Сахеле в 2022 году. В отчетном же материале она сосредоточилась на вопросе о том, как далее будут выстраиваться отношения между ЭКОВАС и Мали, Буркина-Фасо, Нигером, официально покинувшими эту интеграционную структуру в январе 2025 г. и ранее создавшими собственную (Альянс государств Сахеля, АГС). В более широком смысле автора интересует, каким образом будет перестраиваться баланс сил в Западной Африке, в том числе с учетом влияния внешних игроков.
Некоторые принципиальные соображения Н. Багайоко высказывает уже в самом начале текста. Так, кратко восстанавливая хронологию событий, она подчеркивает, что решение трех сахельских стран покинуть ЭКОВАС было не единоличным решением их новых властей, но опиралось на местное общественное мнение – «все более и более националистическое и враждебное по отношению к привычным двусторонним и многосторонним механизмам влияния». При этом важно учитывать, что ЭКОВАС, по напоминанию автора, создавалась в 1975 г. тоже вовсе не демократическими деятелями, а главами хунт и президентами авторитарного профиля: «либерально-демократическая повестка не была частью изначального проекта». Однако активное внешнее давление со стороны Франции и Европы именно на предмет демократических преобразований, воспринятое как угроза внутренней стабильности, в конечном счете все же подтолкнуло Нигер, Буркина-Фасо и Мали к уходу.
В следующих нескольких фрагментах автор обращает внимание на нормативно-правовую базу и особенности функционирования АГС с момента его создания в 2023 году. Так, пересказывая основные положения Хартии Липтако-Гурма (основополагающего документа АГС), Н. Багайоко выделяет военно-политическую направленность новой структуры, описывая ее фактически как тройственный военный союз с обязательствами по коллективной обороне. С точки зрения автора, особое значение имеет тот факт, что среди основных приоритетов в документе провозглашена не борьба с международным терроризмом, а сохранение территориальной целостности стран-участниц (т.е. борьба с сепаратистскими движениями). После принятия Хартии второй важной вехой в развитии АГС стал саммит 2024 г. в Ниамее, на котором было решено превратить его в «конфедерацию» с расширенным спектром тем для взаимодействия, включая, например, общую информационную политику. В том же году страны Альянса интенсифицировали совместные воинские операции (в частности, по освобождению малийского города Кидаль) и заявили о создании общих вооруженных сил.
Рассуждая о перспективах АГС, Н. Багайоко в первую очередь ставит вопрос о возможном расширении этого формата на соседние государства, тем более что Хартия 2023 г. содержит такую возможность. С одной стороны, многообещающим выглядит вступление Того: режим Ф. Гнассингбе идеологически близок к властям стран АГС, а через Ломе организация получит выход к морю. С другой стороны, вполне естественным выглядело бы сближение с Чадом, учитывая, что тот тоже успел разорвать военно-политические связи с Францией. В подтверждение этой гипотезы в мае 2024 года состоялись совместные военные учения пяти стран.
Вместе с тем, по мнению автора, существуют как минимум три фактора, существенно осложняющих ситуацию для АГС. Во-первых, это неспособность организации быстро избавиться от террористической угрозы, учитывая продолжение атак во всех государствах. Во-вторых, сохраняется внутренняя неустойчивость правящих режимов, особенно в Буркина-Фасо и Нигере. В-третьих, ЭКОВАС не оставляет попыток вернуть вышедшее трио в свой состав, делая разнообразные жесты примирения и используя посредническую миссию президента Сенегала Б.Д. Фая. Тем не менее, автор полагает, что шансы на дальнейшее существование и развитие АГС весьма высоки. Напротив, меняться придется, скорее всего, самой ЭКОВАС, вырабатывая более гибкий подход к отношениям с альтернативными региональными форматами и возрождая акцент в своей деятельности на экономическом сотрудничестве и политической стабильности – в ущерб продвижению демократии.
В завершающей части статьи автор обращается к такому сюжету, как взаимодействие стран Сахеля с внешними игроками. В частности, она подчеркивает, что Франция стала «главным объектом агрессивной риторики», ведь именно за счет отрицания старой колониальной системы АГС сформировал свою нынешнюю стратегическую идентичность. Автор не преминула отметить, что страны Сахеля разорвали связи почти со всеми другими западными державами, хотя некоторым из последних (Германии, Италии) все же удается сохранять невоенное присутствие в регионе. На этом фоне расширяется взаимодействие с Россией: автор констатирует присутствие Африканского корпуса и российских военных советников на территории всех трех государств АГС. Обращает на себя внимание активность Турции, ставшей значимым поставщиком вооружений; сближение с ней (и не только в военной сфере) тот же Нигер начал еще до переворотов. Пунктиром автор обозначает интересы монархий Персидского залива – к сотрудничеству по религиозной линии и в сфере помощи развитию; Ирана, Индии, Китая – к ресурсным месторождениям. Кризисные тенденции ныне наблюдаются в отношениях с Алжиром, тогда как Марокко предлагает себя странам АГС как еще один путь к морскому побережью.
В конечном итоге автор приходит к выводу, что на современном этапе в Западной Африке вырабатывается некая новая конфигурация баланса сил. Единое пространство интеграции и коллективной безопасности, коим была ЭКОВАС, распадается; вместо него возникает два противоположных полюса, где с одной стороны находятся три члена АГС, а с другой – «наиболее устойчивые демократии Западной Африки» в лице Сенегала и Ганы. В паруса сахельских стран отныне дует «ветер суверенизма», приводящий к глубоким изменениям в их самопозиционировании по отношению к любым внешним игрокам, как западным, так и другим.
Статья имеет преимущественно обзорный характер, содержит в основном лишь пересказ хорошо известных новостей и тенденций без попытки более детального анализа. Прослеживается намерение автора несколько упростить ситуацию, представив динамику регионального развития в черно-белой парадигме «авторитаризм vsдемократия». Тем не менее, отношение к самому АГС как феномену в целом нейтральное, что в западных экспертных публикациях встречается довольно редко. Наибольшую ценность в публикации представляет обсуждение (хотя и весьма беглое) перспектив сотрудничества АГС с Того, Чадом и Марокко, а также сложностей на алжирском направлении.
Подробнее по ссылке.