Прохор Тебин дал комментарий агенству Defence Media о перспективах увеличения оборонных расходов Великобритании
Директор Центра военно-экономических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ Прохор Тебин дал комментарий агенству Defence Media о перспективах увеличения оборонных расходов Великобритании
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер намерен сократить траты страны в области международной помощи на 40% с целью поднять оборонные расходы до 2.5% от ВВП к 2027 году. Это решение подверглось широкой критике со стороны гуманитарных благотворительных организаций, которые, однако, вряд ли смогут переубедить британского премьер-министра.
Поможет ли увеличение оборонного бюджета решить проблемы, стоящие перед вооруженными силами Великобритании? Какие сферы финансирования получат приоритет в рамках повышенного бюджета? На эти и другие вопросы отвечает кандидат политических наук, директор Центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ Прохор Тебин.
По данным The Guardian, необходимость повысить оборонный бюджет Великобритании связана с тем, что Лондону придется играть более значимую роль в архитектуре европейской безопасности на фоне снизившейся заинтересованности США в безопасности региона. Еще одной причиной оглашенных планов называют предстоящую встречу Кира Стармера с Дональдом Трампом – премьер-министр, вероятно, решил, что к главе Белого дома лучше приезжать не с пустыми руками.
Однако источники газеты в британском оборонном ведомстве отмечают, что повышение оборонных расходов до 2.5% с нынешних 2.3% ВВП вряд ли будет достаточным. По их мнению, в итоге Лондону необходимо будет увеличить военные траты до 3% от ВВП.
Прохор Тебин также считает дальнейшее повышение оборонных расходов Великобритании возможным. По мнению эксперта, достичь этого страна сможет посредством повышения налогов, дополнительных заимствований, а также новых перераспределений расходов бюджета, в том числе его социальных статей.
«Все это влечет за собой социально-экономические и политические проблемы. Однако власти смогут частично компенсировать их наращиванием ВТС, более активным сотрудничеством с ЕС, а также путем извлечения синергетического эффекта из повышения роли технологий гражданского и двойного назначения в военном деле (космос, связь, навигация, микроэлектроника, производство квадрокоптеров и FPV-дронов)», - отмечает Прохор Тебин.
Наращивание военных расходов Великобритании в современных условиях фактически становится необратимым, поскольку страна нацелена на укрепление собственного оборонного потенциала. Как отмечает эксперт, стремление Лондона оставаться крупнейшей военной державой среди европейских членов НАТО определяет политическую значимость перевыполнения стандартов альянса по уровню военных расходов. Лондон нацелен на совершенствование вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в различных областях.
«Во-первых, требуется оздоровление ОПК и наращивание производственных мощностей с учетом уроков продолжающегося конфликта на Украине. Во-вторых, требуется повышение денежного довольствия военнослужащих для повышения привлекательности воинской службы и решения острых кадровых проблем ВС Великобритании. В-третьих, необходимы средства для компенсации дефицита бюджета на закупку ВиВТ и инвестиции в НИОКР на фоне целого ряда значимых перспективных программ (AUKUS, GCAP, модернизации морских стратегических ядерных сил) и необходимости восполнения переданных Украине запасов вооружений», - определил приоритетные направления финансирования эксперт.
Однако односторонне поднимая оборонные расходы, Великобритания рискует стать страной, несущей на себе основное бремя европейской безопасности. Ряд союзников страны по НАТО лишь недавно достигли целевого показателя военных трат на уровне 2% ВВП, а некоторые все еще находятся ниже этой отметки.
На этом фоне министр финансов Великобритании Рэйчел Ривз заявила, что другим европейским странам стоит последовать за Лондоном в вопросе увеличения оборонных расходов. Политик добавила, что на предстоящей встрече G20 в Южной Африке она намерена обсудить с европейскими коллегами перспективы совместной работы в области безопасности и обороны.
Несмотря на слова чиновника, следует отметить, что темпы роста оборонных расходов Великобритании не совсем соответствуют тому, какую роль Лондон стремится играть на европейском континенте.
«Удельный вес Великобритании в совокупных расходах НАТО сокращался на протяжении последних лет и, по-видимому, продолжит сокращаться и далее. Показательно, что сейчас Лондон также сделал заявление об увеличении оборонных расходов лишь третьим (после Дании и Франции)», - отметил Прохор Тебин.
Подробнее по ссылке.