• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Йемен: чем атаки по хуситам при Трампе отличаются от атак при Байдене

Масштабные атаки новой администрации США против хуситов в Йемене знаменуют собой стратегический и коммуникационный сдвиг по сравнению с предыдущими, они нацелены на руководство вооруженной группировки. Однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе удары будут способствовать новой дестабилизации обстановки в районе Красного моря

Йемен: чем атаки по хуситам при Трампе отличаются от атак при Байдене

15 марта 2025 г. США нанесли авиаудары по районам, контролируемым хуситами, впервые после возвращения Д. Трампа в Белый дом. Великобритания не присоединилась к этим ударам, хотя и оказала США дополнительную поддержку. Это произошло после того, как Вашингтон вновь включил хуситов (также известную как «Ансар Аллах») в список иностранных террористических организаций, а йеменская группировка, вероятно, сбила американский беспилотник, пролетавший над Ходейдой в Йемене (4 марта 2025 г.).
Начавшаяся в январе 2024 г. в результате операции США и Великобритании «Посейдон Арчер» неоднократно наносились удары по военным объектам и подземным сооружениям хуситов. Но до сих пор она не стала переломной. Наступательные возможности поддерживаемой Ираном группировки не были ослаблены: хуситы продолжали наносить удары по торговым судам в Красном море и по целям в Израиле, пока 19 января не началось израильско-хамасовское перемирие. Первые удары Трампа по хуситам отличаются от предыдущих по четырем причинам.

1.    Нападение на руководство
В своих заявлениях для СМИ президент США подчеркнул, что атака была направлена на «базы террористов, их лидеров и противоракетную оборону». На самом деле, в этот раз США нанесли удар в основном по Сааде и Сане, соответственно идеологическим и политическим вотчинам хуситов. После авиаударов советник по национальной безопасности США Майкл Уолтц заявил, что атака «была направлена на нескольких лидеров хуситов и уничтожила их». Акцент на нанесении ударов по руководству хуситов отличается от заявлений Джо Байдена, который, наоборот, сосредоточился на снижении наступательного потенциала группировки и предотвращении непосредственной угрозы судам.

Скорее, новая стратегическая и коммуникационная позиция США по отношению к хуситам перекликается с позицией израильского правительства. С 2024 г. высшие должностные лица израильского правительства неоднократно угрожали «обезглавить» руководство хуситов, как это произошло с ХАМАС и «Хезболлой». Это говорит о растущем сближении стратегий и тактик США и Израиля, в том числе на йеменском и красноморском фронтах.

2.    Упреждающая атака?
Администрация Байдена наносила удары во время хуситской кампании против судов. Напротив, первые авиаудары Трампа по хуситам выглядят как случай упреждения. По словам Колина С. Грея, «упредить – значит нанести первый удар (или попытаться это сделать) перед лицом атаки, которая либо уже ведется, либо с большой долей вероятности неминуема».

С 19 января хуситы прекратили атаки в связи с прекращением огня между Израилем и Хамасом. Но 7 марта лидер Абдель Малек аль-Хути предупредил, что группировка готова возобновить морские операции против Израиля, если Тель-Авив в течение четырех дней не снимет блокировку поставок помощи в Газу. Когда срок ультиматума истек, хуситы объявили, что возобновят нападения на израильские корабли, проходящие через Красное море и соседние водные пути.

Таким образом, нынешнее решение Белого дома предполагает более конфронтационную политику, чтобы обезвредить наступательные действия группировки, поскольку «теперь политика Соединенных Штатов заключается в сотрудничестве с региональными партнерами для ликвидации возможностей и операций хуситов». Важно обратить внимание на то, что слово «пропорциональный», которое обычно фигурировало в релизах предыдущей администрации, на этот раз не было использовано для описания операции. Белый дом только что ослабил ограничения на военные авиаудары, чтобы позволить командирам наносить удары без одобрения президента в случае, если цели обозначены в качестве террористов.

3.    Угрожает Ирану, призывает Россию
Объявляя о новом раунде атак, Трамп поклялся призвать Иран «к полной ответственности» за действия хуситов, призвав Тегеран прекратить военную поддержку. Хотя администрация Байдена неоднократно обвиняла Тегеран в поддержке йеменского движения, теперь США открыто клеймят позором Иран, нацеливаясь на хуситов. Это говорит о том, что Вашингтон пытается сдержать Тегеран, нанося удары по Сане. Но, как многие и предвидели, такой выбор рискует неразрывно связать йеменское досье с иранским.

4. Россия
Наконец, новым в йеменском вопросе является американская позиция по отношению к России. В отличие от недавнего прошлого, США проинформировали Россию о военной операции против хуистов: госсекретарь Марко Рубио поговорил с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Россия имеет стратегическое партнерство с Ираном, поддерживает контакты с хуситами, а 14 марта и Тегеран, и Москва собрались в Пекине, чтобы обсудить иранскую ядерную проблему и попросить о снятии санкций. Безусловно, этот телефонный разговор проливает свет на то, как быстро меняются настроения между Вашингтоном и Москвой.

Десять лет назад Саудовская Аравия вмешалась в ситуацию в Йемене, чтобы разгромить хуситов и восстановить правительство, но не достигла обеих целей. Теперь Трамп стремится к сложной коррекции курса, которая, тем временем, приведет к усилению нестабильности в Красном море.

Побробнее по ссылке.