• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прохор Тебин для журнала "Россия в глобальной политике" о Белой книге Евросоюза по обороне

Кандидат политических наук, директор Центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ Прохор Тебин написал для журнала "Россия в глобальной политике" о Белой книге Евросоюза по обороне

Прохор Тебин для журнала "Россия в глобальной политике" о Белой книге Евросоюза по обороне

В Белой книге Еврокомиссия обрисовала стратегическую обстановку в мире и стоящие перед ЕС вызовы и угрозы в мрачных и категоричных тонах .

Однако речь идёт не о курсе на создание общеевропейской армии . Страны – члены ЕС «всегда будут сохранять ответственность» в отношении собственных вооружённых сил, их потребностей и военной доктрины.

Задача Евросоюза – содействовать развитию ОПК, оборонной готовности  и европейского вклада в сдерживание и коллективную безопасность, обеспечиваемых НАТО.

Особое внимание уделяется совершенствованию военной мобильности , включая развитие четырёх общеевропейских международных мультимодальных транспортных коридоров и средств транспорта, устранение бюрократических и законодательных ограничений.

Отмечается высокое значение транспорта и инфраструктуры двойного назначения , существенные синергетические эффекты для экономики.

Другое приоритетное направление деятельности – упрощение и гармонизация законодательства : как специализированного для ОПК, так и общегосударственного, прямо или косвенно влияющего на ОПК, его эффективность и развитие.

Обозначают и необходимость создания стратегических общеевропейских запасов . Это касается сырья, ключевых агрегатов и компонентов, а также готового ВВСТ.

Белая книга отмечает беспрецедентный рост военных расходов в Евросоюзе (на 31 процент в 2024 г. по сравнению с 2021 г., всего 326 млрд евро в 2024 г.), в том числе инвестиций в ОПК и закупки (104 млрд евро в 2024 г., что фактически в два раза выше уровня 2021 г.).

Общеевропейское военное бремя остаётся сравнительно низким – 1,9 процента от ВВП , что выше, чем в Китае, но ниже, чем в США и всё ещё ниже норматива НАТО. Этих расходов недостаточно.

Подробнее по ссылке.