Фридрих Мерц и Zeitenwende 2.0: новая эпоха трансатлантических отношений?
Институт IFRI 7 марта 2025 года опубликовал материал о задачах, которые предстоит решать новому канцлеру ФРГ Фридриху Мерцу.
На сегодняшний день исследования современной Германии как партнера по лидерскому тандему в ЕС ведутся во Франции целым рядом аналитических центров. Одним из наиболее авторитетных среди них выступает т.н. Комитет по изучению франко-германских отношений (Cerfa), являющийся профильным подразделением более известного Французского института международных отношений (IFRI). Именно по линии Cerfaпоявился новый материал в традиционном для него жанре исследовательской записки, приуроченный к парламентским выборам в ФРГ 23 февраля. Автором статьи выступила штатный исследователь Cerfa Мари Крпата, попытавшаяся определить, каким образом при следующем канцлере будут выстраиваться двусторонние контакты Германии с Францией и США, а также эволюционировать роль Берлина в Евросоюзе вообще.
Во вступительном слове автор напоминает, что правление О. Шольца оказалось для франко-германского тандема не лучшим временем, ведь за период 2021-2025 гг. в двустороннем диалоге возникло множество сюжетов, вызвавших недопонимание. В частности, в вопросах военного строительства Берлин и Париж по-разному оценивали уместность закупок американских вооружений: если первый сохранял интерес к сотрудничеству с США, то второй настаивал на развитии собственно европейских проектов вроде FCAS. Камнем преткновения оказалась энергетика, включая споры о роли атомной генерации в европейском энергомиксе и перспективах единого рынка электроэнергии. В этот же ряд можно добавить разные подходы к внешнеторговой политике, стратегии реиндустриализации ЕС и иным темам. По оценке М. Крпаты, Франция и Германия все еще являются «мотором» Евросоюза, однако накопившиеся проблемы заставляют задуматься, как этот «мотор» будет функционировать далее. Отсюда автор обозначает несколько наиболее значимых вопросов и дилемм, на которые канцлерство Ф. Мерца со временем должно дать ответ.
Так, в первую очередь исследователь выделяет неоднозначный, с точки зрения Франции, характер «смены эпох» во внешней и военной политике ФРГ (Zeitenwende). Автор записки напоминает, что этот процесс начался в феврале 2022 г. и привел к пересмотру некоторых констант немецкой дипломатии (например, «культуры сдержанности» и стратегии «изменения через торговлю»). Вместе с тем, в Пятой республике Zeitenwendeстала трактоваться как намерение Берлина дополнительно сблизиться с США Дж. Байдена при определенном игнорировании позиции Франции – т.е. как идея, идущая на благо трансатлантической солидарности, а не европейской стратегической автономии. Победа христианских демократов на февральских выборах, в теории, не означает здесь ничего хорошего, учитывая всегда характерную для них ставку на безальтернативную принадлежность ФРГ к коллективному западному лагерю (Westbindung).
Тем интереснее, по мнению М. Крпаты, выглядит линия Ф. Мерца, теперь выступающего, наоборот, за автономию Европы от США. С точки зрения автора, есть вероятность, что новый немецкий канцлер присоединится к позиции Франции, требующей для европейцев места за столом переговоров, и, более того, запустит «вторую смену эпох» (уже на партийном уровне), в ходе которой атлантизм ХДС/ХСС надолго уступит место европеизму. Другими сюжетами, с которых начнется правление Ф. Мерца, станут преодоление «долгового тормоза» для наращивания оборонных расходов, участие Берлина в дискуссиях о французском ядерном зонтике над ЕС, формат дальнейшей помощи Украине в свете подвисшего вопроса о ракетах Taurus. Однако, учитывая все же сохраняющую значимость отношений с США для ФРГ, по всей видимости, между атлантизмом и европеизмом Ф. Мерц будет искать некую золотую середину.
Еще одна группа вопросов, с точки зрения эксперта Cerfa, имеет экономическую подоплеку. В свете продолжающейся рецессии перед немецким правительством открывается выбор, каким образом добиваться оздоровления экономики: уповая на преимущества и единство внутреннего рынка ЕС или же более жестко отстаивая собственные интересы. Проявлением второго варианта развития событий может быть более настойчивая позиция Берлина при заключении соглашений со странами и объединениями за пределами ЕС (для диверсификации торговых связей), несмотря на противодействие других европейских государств. В этом смысле, по оценке М. Крпаты, прослеживается явное противоречие с Францией, которая в ущерб свободной торговле, более выгодной для немцев, больше заботится о защите собственных производителей, что показали споры вокруг соглашения ЕС-МЕРКОСУР.
Кроме того, предстоит найти компромисс по вопросу таможенных пошлин на американскую и китайскую промышленную продукцию, ведь если руководство ЕС и Париж хотели бы ужесточения общей линии, то ФРГ при О. Шольце занимала более осторожную позицию. Опять же, возникает вопрос о дальнейшей целесообразности «долгового тормоза», сдерживающего инвестиции не только в военно-промышленный комплекс, но и в другие высокотехнологичные секторы. Автор отмечает намерение Ф. Мерца поддерживать «европейских чемпионов» (передовые компании, лидирующие в тех или иных отраслях) и субсидировать наиболее перспективные направления – искусственный интеллект, квантовые технологии, полупроводники.
Завершая свой обзор, автор упоминает еще один фактор, с которым придется столкнуться Ф. Мерцу, – ослабление Франции, наблюдаемое в последнее время. Оно связано, в свою очередь, с внутриполитической нестабильностью в Пятой республике, неблагоприятной экономической ситуацией, чрезмерной напористостью и импульсивностью президента Эммануэля Макрона. В качестве примеров приводятся некоторые спорные высказывания французского лидера (о «смерти мозга НАТО», о нежелании вовлекаться во все конфликты в мире на стороне США, об отправке войск на Украину), сделанные, видимо, без учета мнения других европейских стран и потому плохо воспринятые в ФРГ. Определенный потенциал, как полагает М. Крпата, заключен в «Веймарском треугольнике» с участием Франции, Германии и Польши, который в конфигурации Макрон – Мерц – Туск может придать всему Евросоюзу дополнительную динамику.
В целом материал имеет преимущественно обзорный характер: автор посчитала своей задачей лишь перечислить и бегло прокомментировать несколько проблемных точек, актуальных для внешней политики ФРГ и франко-германских отношений накануне смены власти в Берлине. В тексте явно сквозит надежда, что канцлер Ф. Мерц окажется «проевропейски» настроенным политиком, будет предпринимать более решительные меры по укреплению стратегической и экономической автономии ЕС, чем О. Шольц. При этом рекомендации о каких-либо встречных шагах со стороны Франции не представлены, а недостатки ее собственной позиции изложены показательно коротко.
Подробнее по ссылке.