• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Стратосферные стражи» могут появиться на будущих полях сражений

Китайская военная сеть публикует подробный анализ первых летных испытаний нового гибридного стратосферного аэростата, созданного Итальянским центром аэрокосмических исследований

«Стратосферные стражи» могут появиться на будущих полях сражений

Источник изображения: Sceye

Итальянский центр аэрокосмических исследований (Italian Aerospace Research Centre) провёл успешные летные испытания нового гибридного стратосферного аэростата (Hybrid High Altitude Airship; HHAA). Это стало очередным шагом к практическому применению высокостратосферных платформ – систем, использующих летательные аппараты на высоте 20–50 км для разведки, наблюдения, связи и радиоэлектронной борьбы.  

🔹 С военной точки зрения такие платформы обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными спутниками и беспилотниками: у них выше точность и ниже стоимость. Они также обладают большей гибкостью развертывания и высокой устойчивостью к угрозам в боевых условиях.

🔹 Полный цикл запуска итальянского HHAA занимает около четырёх часов. На первых этапах полёта носовая часть аэростата наполняется гелием. Затем аппарат разворачивается и переходит в горизонтальное положение. Финальная высота достигается при помощи электрических моторов и аэродинамической формы.

🔹 Энергоснабжение обеспечивается гибкими солнечными панелями, покрывающими верхнюю часть корпуса HHAA. Они питают двигатель и заряжают аккумуляторы днём, а ночью работа обеспечивается за счет накопленной энергии, которой хватает на 15 часов полёта. Это позволяет избежать возврата на землю, что снижает риски поражения аэростата средствами ПВО.

🔹 Тем не менее, итальянский проект сталкивается с рядом технологических трудностей. Постоянная потребность в тяге на высотах стратосферы может вызывать быстрый износ конструкции, а экстремальные температуры – снижать эффективность аккумуляторов.  

🔹 Однако ключевая уязвимость HHAA – низкая манёвренность в случае обнаружения противником. Во-первых, аэростаты в стратосфере заведомо менее подвижны, чем самолёты или беспилотники. Их перемещение обеспечивается не реактивной тягой, а сравнительно маломощными электромоторами и аэродинамическими поверхностями. Они предназначены прежде всего для длительного удержания позиции, а не для активных манёвров.

🔹 Во-вторых, на высоте 20–50 км плотность воздуха крайне мала, что существенно снижает эффективность аэродинамического управления. Манёвры требуют больших усилий, а развороты или уклонение требуют значительного времени и пространства.

🔹 В-третьих, энергетические ограничения также сдерживают маневренность. Поскольку HHAA питается от солнечных панелей и аккумуляторов, энергозатраты на резкие манёвры или быстрое изменение траектории могут оказаться критичными.

🔹 Наконец, размер и форма конструкции делают её уязвимой: она не может резко изменить высоту или направление движения, как самолёт, а попытка уклонения может быть попросту слишком медленной, чтобы избежать поражения средствами ПВО или перехвата.

Разработка Италией HHAA и интерес китайских экспертов к данному кейсу иллюстрирует активизацию государств в направлении создания автономных аэростатных систем, способных дополнить или даже заменить спутниковую инфраструктуру. В условиях нарастающей милитаризации космического пространства и уязвимости спутников, стратосферные платформы, находящиеся вне досягаемости большинства систем ПВО, становятся привлекательной альтернативой. Однако высокая техническая сложность и уязвимость в условиях военных действий требуют дальнейших инвестиций в надёжность конструкций, адаптацию к экстремальным условиям и обеспечение эффективной защиты от поражающих средств. С этой точки зрения HHAA остаётся перспективной, но пока ещё экспериментальной технологией, чьё значение определится в ближайшие годы по мере разрешения критических инженерных задач.

Подробнее по ссылке.