• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Индия в Восточной Африке и прибрежной зоне: «незаметная» оборонная дипломатия стратегических масштабов

Французский исследовательский центр FMES 16 апреля 2025 года опубликовал материал о стратегическом проникновении Индии на Африканский континент

Индия в Восточной Африке и прибрежной зоне: «незаметная» оборонная дипломатия стратегических масштабов

Средиземноморский фонд стратегических исследований (FMES) – ведущий аналитический центр Франции по вопросам военно-морской стратегии и безопасности – продолжает в одной из тематических рубрик следить за ситуацией на Африканском континенте. На этот раз в фокус внимания попал Нью-Дели, чья активность в южной части Индийского океана и вдоль восточного побережья Африки в последние годы существенно возросла, если и не всегда попадает в новостные заголовки. Авторами отчетного  материала выступили в дуэте эксперт по Индии, ассоциированный исследователь FMES и Европейского Совета по международным отношениям (ECFR) М. Левайан и африканист, преподаватель Католического университета Лилля, ранее сотрудничавшая с различными “мозговыми центрами”, близкими к Минобороны Франции, С. Ле Гурьеллек.

 Эксперты начинают свои рассуждения с краткого разбора основных факторов, в силу которых Индия на современном этапе проявляет повышенный интерес к океану и Африке. Наряду с историко-географическими причинами и желанием расширить круг торговых партнеров на это повлияла растущая активность Китая в рамках инициативы “Пояса и Пути”, включая появление в 2017 г. китайской базы в Джибути. Кроме того, на данном направлении актуальна проблема пиратства и международного терроризма; здесь есть и понятный интерес Индии к энергоресурсам. Однако наиболее важным фактором, по мнению экспертов, послужило желание Нью-Дели освоиться в роли “будущей глобальной державы” и главного “мотора морской безопасности и регионального развития”. Неслучайно индийская дипломатия в последние годы запустила ряд инициатив, за счет которых планирует объединять страны региона вокруг себя – например, “Безопасность и рост в регионе для всех” (SAGAR, ныне расширена до MAHASAGAR). Премьер-министр Н. Моди показательно часто касается Африки в своих выступлениях и наносит туда визиты.

Институциональная основа индийской стратегии состоит из нескольких постоянно действующих форматов как многостороннего, так и двустороннего характера. К первым относятся, в частности, Конклав министров обороны “Индия – Африка” (с 2020 г.), Оборонный диалог “Индия – Африка” (2022 г.), Конклав начальников штабов (2023 г.). Ко вторым можно отнести, среди прочих, стратегическое соглашение и дорожную карту с Танзанией 2023 г., согласно которым создан комитет по оборонному сотрудничеству. С рядом стран заключены договоренности о поставках военного оборудования, обмене разведывательной информацией, антипиратском и антитеррористическом взаимодействии и пр.

М. Левайан и С. Ле Гурьеллек отмечают, что в стратегическом проникновении Индии в Восточную Африку хорошо заметен крен в сторону вопросов морской безопасности, ведь именно в этой сфере у нее больше сравнительных преимуществ по сравнению с Китаем. В целом ряде случаев Нью-Дели сумел зарекомендовать себя в качестве эффективного поставщика морской безопасности, быстро укрепившего местные вооруженные силы и береговую охрану, – на Сейшелах, Маврикии, Мадагаскаре, в Мозамбике. Вместе с Кенией и Танзанией организованы борьба с нелегальным рыболовством, оказание гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий, прибрежное патрулирование и другие виды совместной деятельности. Неоднократно индийские ВМС участвовали и в многосторонних учениях, включая организуемые США Cutlass Express. После того, как в регионе участились атаки хуситов, Нью-Дели отправлял военные корабли и авиацию для сопровождения торговых кораблей.

Однако еще одной заметной тенденцией ныне можно считать растущую вовлеченность Индии в обеспечение безопасности и на суше. Так, исследователи упоминают руководимую индийскими военными миссию ООН в Южном Судане (UNMISS), участие Нью-Дели в подготовке военнослужащих разных стран, частую отправку военных делегаций, взаимодействие по линии учебных центров. Прослеживается намерение стать более крупным поставщиком вооружений на континент. К настоящему моменту, по данным авторов, на Африку приходится менее 20% индийского экспорта военной техники, конкурировать с Китаем конкретно в этой сфере тяжелее, но на вышеупомянутых конклавах постоянно обсуждаются возможности наращивания сотрудничества. Большие надежды возлагаются на сеть военных атташе в ряде государств Африки, создание которой анонсировано в 2025 году.

В результате французские аналитики приходят к выводу, что Индия последовательно закрепляется в качестве ключевого актора безопасности в Восточной Африке и в южной зоне Индийского океана, гибко комбинируя различные инструменты. Тем не менее, по мнению авторов, для еще более впечатляющих результатов ей необходимо лучше распределять свои ресурсы и наладить ряд более устойчивых партнерств. Одним из очевидных вариантов видится сближение с Францией, которой столь ценный собеседник, как Индия, тоже необходим ввиду ограниченности собственных возможностей. Ключевыми приоритетами для совместной работы Парижа и Нью-Дели могли бы стать гуманитарное сотрудничество и устранение последствий стихийных бедствий, где их силы и средства органично дополняют друг друга.

Статья не претендует на исчерпывающую проработку темы: видимо, авторы поставили перед собой задачу описать индийскую стратегию в Восточной Африке как широкое полотно, выделив из нее лишь самое главное, назвать основные инструменты влияния как таковые без развернутого анализа. Между тем, хотя бы с этой задачей они справились достаточно успешно. Активность Нью-Дели в регионе преподносится в нейтральных или даже умеренно-положительных тонах, без обвинений в гегемонистских амбициях и иных подобных нарративов. По отдельным фразам можно заметить, что авторы в целом считают возвышение Индии вполне приемлемым для Запада развитием событий, учитывая ее тесные контакты как с США, так и с Европой. Однако практический потенциал для взаимодействия Индии и Франции показан достаточно бегло, с акцентом только на мирные аспекты. Отдельного упоминания явно заслуживало бы, например, двустороннее соглашение о доступе индийских ВМС к базам на французских заморских территориях, заключенное в 2018 году. Тезис авторов о растущей активности Нью-Дели в этой части Индо-Пацифики получил дополнительное подтверждение в апреле 2025 г. в виде крупнейших за последнее время индо-африканских морских учений.

 Подробнее по ссылке.