Военный мир: Турция впервые строит собственные подводные лодки
Китайская военная сеть публикует подробный анализ первых результатов строительства Турцией новых военных кораблей. В этот раз акцент сделан на создании турецкой подводной лодки полностью местного производства
Недавно в Турции прошли церемонии начала строительства новых военных кораблей, включая первую турецкую подводную лодку. Это знаменует собой важный этап: впервые страна полностью самостоятельно проектирует и строит обычную подлодку, тем самым снижая свою историческую зависимость от западных технологий.
🔹С середины XX века Турция активно закупала американские и немецкие субмарины. Однако с 2012 г. стартовала национальная программа строительства подводных лодок. К 2024 г. процесс перешел в фазу практической реализации: первая сталь для новых кораблей была разрезана на верфях в Стамбуле и Гельджюке
🔹Исторически судостроительный завод в Гельджюке сыграл значительную роль в формировании турецкого подводного флота. Начиная с 1926 г. он развивал компетенции, что позволило ему в конце XX века самостоятельно проводить крупный ремонт немецких субмарин. В дальнейшем, участвуя в проекте строительства немецких подлодок типа 214 TN, Турция смогла локализовать до 80% работ, что значительно усилило ее технологическую базу
🔹Создание отечественной подводной лодки стало для Турции вызовом, сопоставимым по сложности с постройкой авианосца. Проект нового корабля включает в себя современные решения: увеличенное водоизмещение, воздушно-независимую энергетическую установку на базе литиевых батарей, повышенную скрытность за счет применения водометного движителя и локально разработанные ударные системы
🔹Ключевыми технологическими достижениями стали разработка собственного литий-ионного модуля AIP-системы, интеграция малошумного водометного двигателя и производство тяжелых торпед, заменяющих американские и немецкие аналоги. Параллельно велись работы над крылатыми ракетами подводного базирования и системами вертикального пуска
🔹Тем не менее, проект сталкивается с определенными трудностями. Среди них – необходимость дальнейших испытаний турецкой AIP-системы, достижение более высокого уровня локализации литиевых аккумуляторов, а также зависимость от импорта компонентов для перископов и ряда критически важных систем
🔹В более широком контексте строительство подводных лодок стало частью стремления Турции повысить уровень технологической независимости в оборонной промышленности до 80% к 2035 г. Программа предусматривает создание национальной научно-исследовательской инфраструктуры и вовлечение в процесс свыше 300 предприятий оборонного сектора
🔹Таким образом, на фоне активного наращивания военно-морских сил, Турция демонстрирует стремление укрепить свою позицию в регионе, повысить независимость от внешних поставщиков и расширить зону военного влияния на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье.
Внимание китайских экспертов к теме турецкого флота объясняется несколькими факторами. С одной стороны, строительство Турцией собственной подводной лодки отражает более широкий процесс стремления средних держав к технологическому суверенитету – тенденция, которую Китай внимательно отслеживает в силу собственной долгосрочной стратегии снижения зависимости от внешних поставщиков в критических отраслях. С другой стороны, Пекин рассматривает Турцию как одного из ключевых акторов в зоне стыка Европы, Ближнего Востока и Евразии, а значит, любые шаги Анкары в сфере военного строительства имеют значение для оценки баланса сил вдоль маршрутов инициативы «Пояс и путь». Кроме того, освоение Турцией сложных технологий, таких как водометные движители, литиевые батареи и системы вертикального пуска, для китайских наблюдателей служит важным индикатором распространения передовых оборонных технологий за пределы высокоразвитых держав. Именно поэтому развитие турецких подводных программ рассматривается в Китае не как локальная история, а как симптом более глубокого перераспределения военных возможностей в Евразии.
Подробнее по ссылке.