• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Индо-Тихоокеанская стратегия и обязательства перед Украиной: стратегическая дилемма Соединенного Королевства

Французский исследовательский центр IRIS 25 апреля 2025 года опубликовал аналитическую записку о перспективах британской стратегии в Индо-Пацифике

Индо-Тихоокеанская стратегия и обязательства перед Украиной: стратегическая дилемма Соединенного Королевства

© PA Wire

Институт международных и стратегических исследований (IRIS), возглавляемый известным экспертом П. Бонифасом, на сегодняшний день выступает одним из ведущих аналитических центров Франции, освещающих широкую международную проблематику. В его составе действует Геополитическая обсерватория по Индо-Пацифике, с 2022 г. систематически публикующая материалы о стратегии Франции и ее союзников в регионе. Наиболее свежий текст, вышедший по линии этой Обсерватории, посвящен Индо-Тихоокеанской политике Великобритании. Автором выступил молодой исследователь, выпускник образовательной программы IRIS по геополитике (2024 г.) А. Белеш.

Исследователь начинает свои рассуждения с тезиса о том, что с начала 2020-х гг. во внешней политике Соединенного Королевства был отчетливо заметен поворот в сторону Индо-Пацифики. Завершение долгого процесса Брекзита, вступление в военный альянс AUKUS, отправка в дальний морской поход авианосца HMSQueenElizabethв 2021 г.и другие обстоятельства позволяли предполагать, что в рамках стратегии «Глобальной Британии» Лондон и впредь будет уделять данному пространству существенно больше внимания, чем европейскому направлению. Тем не менее, конфликт на Украине, историческое соперничество с Россией, обязательства в рамках НАТО и «особые отношения» с США вынудили британскую дипломатию вновь придать евроатлантическому вектору повышенное значение. В результате, продолжает автор, ей пришлось если не отказаться от поворота в ИТР полностью, то как минимум существенно замедлиться, отводя на него гораздо меньшие ресурсы, чем планировалось изначально.

Развивая последнее соображение, А. Белеш напоминает, что, с одной стороны, поддержка Украины с 2022 г. легла тяжелым бременем на британскую военную экономику. К настоящему моменту Лондон выступает третьим поставщиком вооружений для Киева после США и Германии, поставив технику и оборудование на 14,8 млрд евро. В отличие от Франции Великобритания придерживается концепции «тотальной» помощи, при которой она стремится поддерживать Украину по всем аспектам, а не только по отдельным видам вооружений. С другой стороны, британская дипломатия в последние годы много инвестировала в европейское направление политически, поддержав инициативу Э. Макрона о Европейском политическом сообществе и возглавив «коалицию желающих» для гипотетической отправки западных контингентов на Украину. Тем самым, по мнению автора, Соединенное Королевство показало, что придерживается проевропейского подхода к урегулированию конфликта, а не какой-либо отдельной или проамериканской позиции. Ряд задач на среднесрочную перспективу: дальнейшее сдерживание России, восстановление украинских вооруженных сил, собственная подготовка к конфликтам высокой интенсивности – потребуют концентрации ограниченных сил и средств именно на европейском направлении, из-за чего Индо-Пацифика рискует оказаться на втором плане.

Вместе с тем, по мнению А. Белеша, уходить в другую крайность и утверждать, что ИТР теперь полностью потерял значение для Лондона, тоже не стоит. Британский истеблишмент принимает во внимание тот факт, что именно в Индо-Пацифику сдвигается центр тяжести мировой политики с перспективой на весь XXI век, поэтому любая западная держава, желающая сохранить влияние на международной арене, должна иметь там собственную стратегию. В Комплексном обзоре оборонной и внешней политики 2023 г. заявляется, что любой крупный конфликт в данном регионе может иметь гораздо более существенные последствия для всего мира, чем даже ситуация на Украине. Если Россия представляет собой, с точки зрения Великобритании, непосредственную угрозу миропорядку здесь и сейчас, то Китай – это системный соперник на долгосрочную перспективу. Соответственно, разворот к Евро-Атлантике имеет ситуативный характер, а крен в сторону Индо-Пацифики постепенно будет продолжаться. Четко сигнализирует об этом очередная отправка крупных военно-морских сил в регион (авианосца HMSPrinceofWalesс группой сопровождения) – четыре года спустя после первого похода.

Подводя итоги, автор замечает, что на протяжении 2025-2030 гг. Лондону придется выдерживать тонкий баланс между европейским и Индо-Тихоокеанским направлениями своей внешней политики. Очевидно, что на Украину придется тратить существенные объемы ресурсов, даже если соглашение о прекращении огня будет подписано в скором времени (на восстановление ее инфраструктуры, укрепление вооруженных сил и пр.). Однако укрепить свои позиции на втором направлении Великобритания может попробовать за счет усиления координации с европейскими странами, задел для чего уже есть (присоединение голландских и норвежских кораблей к походам британской авианосной группы в ИТР). Выбирать между Европой и Индо-Пацификой Лондону не придется – оба приоритета сохраняют актуальность, просто по-разному расставлены во времени. Более того, активное участие в украинском конфликте может послужить для Соединенного Королевства своеобразным трамплином для более настойчивой будущей линии в ИТР, поскольку позволит нарастить военные возможности и зарекомендовать себя в качестве державы, умело использующей многостороннюю дипломатию для достижения своих целей. На Индо-Тихоокеанском театре Великобритания может продолжить соперничество с Россией после того или иного урегулирования ситуации на Украине, сближаясь с некоторыми региональными державами и тем самым пытаясь отвести их от Москвы (Индией, Малайзией, Филиппинами).

Материал представляет собой достаточно убедительную, целостную цепочку аргументов, подводящих к главной мысли о том, что отказа Британии от поворота к ИТР в долгосрочной перспективе не произойдет. Интересен прогностический компонент записки, в котором автор положительно оценивает сотрудничество Лондона и европейских стран в Индо-Пацифике, а также видит потенциал российско-британского соперничества в регионе. Недостатком работы служит довольно поверхностное использование источников: автор строит свои выводы на выборочных цитатах из Комплексных обзоров и отдельных новостях, тогда как конкретика (например, динамика по товарообороту, примеры и объемы военно-технических соглашений со странами ИТР до и после 2022 г. и т.п.) отсутствует. Тем не менее, с выводом автора все же стоит согласиться. Списывать со счетов Великобританию как игрока в ИТР все же слишком рано, что, в свою очередь, необходимо учитывать при выработке российской стратегии в Индийском и Тихом океанах.

Полный текст аналитической записки по ссылке