• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возвращение шестидесятых: восстановление ядерного присутствия США в Северо-Восточной Азии

Эксперты Асанского института политических исследований (The Asan Institute for Policy Studies) анализируют возможность восстановления ядерного присутствия США в Северо-Восточной Азии

Возвращение шестидесятых: восстановление ядерного присутствия США в Северо-Восточной Азии

© 2010-2025 "Military Review"

Материал Асанского института оборонных исследований отражает один из подходов южнокорейского экспертного сообщества к вопросу обеспечения стратегической стабильности на Корейском полуострове и СВА. Данный материал интересен тем, что корейские исследователи отмечают изменения  в ядерной доктрине России, как один из вызовов для стратегической стабильности. Действительно, в Республике Корея на протяжении последних трех лет активизировалась дискуссия о целесообразности  создания собственной военной ядерной программы для сдерживания КНДР и снижения зависимости от США в вопросах национальной безопасности. Однако издержки у такого решения будут очень высокими. В то же время возвращение американского ТЯО в СВА, по мнению Сеула, хоть и не снизит зависимость от ядерного зонтика Вашингтона позволит избежать санкционные и репутационные потери в отличие от сценария с созданием собственного ядерного арсенала.

Уроки Холодной Войны

В конце 1950-х г. Соединенные Штаты начали перебрасывать ядерное оружие на свои военные базы в Южной Корее и Японии, а также на Тайване, Филиппинах и  на Гуам. Это оружие предназначалось для сдерживания Северной Кореи и Китая от обычных военных провокаций, а также для использования в случае глобального конфликта против Советского Союза. Очень важно, что эти американские вооружения были развернуты за несколько лет до того, как КНР испытала свое первое ядерное оружие в 1964 г., и за десятилетия до того, как Северная Корея обзавелась собственным ядерным арсеналом в 1990-х г. На пике своей активности в 1967 г. Соединенные Штаты разместили 3200 единиц ядерного оружия в западной части Тихого океана, включая 950 единиц в Южной Корее и почти 1200 единиц в Японии. По мнению авторов аналитического материала, это оружие, а также американское военное присутствие сохраняли баланс сил в Северо-Восточной Азии на протяжении всей холодной войны.

США вывели ядерное оружие из Тихоокеанского региона после окончания холодной войны в связи с активизацией усилий по контролю над вооружением.

 

Северокорейская ядерная угроза

Южная Корея подтвердила свои безъядерные обязательства. В декабре 1991 г. Сеул договорился с Пхеньяном о подписании Совместной декларации о денуклеаризации Корейского полуострова. Однако в течение следующих 20 лет Северная Корея нарушала все свои обязательства, создавая всеобъемлющий ядерный арсенал. Северная Корея продолжает разрабатывать ядерное оружие в нарушение многочисленных международных и межкорейских соглашений о денуклеаризации.

По оценкам экспертов, Северная Корея уже накопила достаточно расщепляющегося материала для производства не менее 100 ядерных боеголовок. Согласно совместному докладу Асанского института политических исследований и корпорации RAND, опубликованному в 2023 г., к 2027 г. Северная Корея может увеличить запас расщепляющегося ядерного материала до 300 ядерных боеголовок. Северная Корея диверсифицировала не только свои ядерные боеголовки, но и средства доставки. С тех пор как в начале 1990-х годов была обнаружена ядерная программа Северной Кореи, Южная Корея оказалась в зоне досягаемости северокорейских баллистических ракет малой и средней дальности.

 

Евразийская ядерная ось

Не только ядерное оружие Северной Кореи представляет угрозу для Южной Кореи и Японии. В 1961 г. Китай и Россия подписали с Северной Кореей договоры о взаимной обороне, предусматривающие военное вмешательство. Россия подписала Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Северной Кореей и Россией в 2024 г., и две страны укрепляют свой союз благодаря тому, что Северная Корея развернула войска численностью 10 000 человек в поддержку российского вторжения в Украину. Авторы отмечают, что в феврале 2023 г. Россия четко обозначила свои ядерные намерения, заявив о выходе из нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), российско-американского соглашения о сокращении ядерных вооружений.

В то же время Китай начал амбициозную программу модернизации ядерного оружия. В настоящее время в его арсенале находится 600 боевых ядерных боеголовок, которые к 2030 г. увеличатся до 1000, и он также диверсифицирует свои системы доставки ядерного оружия. Кроме того, сохраняются опасения по поводу возможного нападения Китая на Тайвань. Китай и Россия больше не испытывают необходимости в «полной денуклеаризации Корейского полуострова», которую они номинально поддерживали. Вместо того чтобы попытаться решить северокорейскую ядерную проблему, Москва и Пекин теперь помогают и потворствуют незаконному ядерному арсеналу Пхеньяна.

Президент России  В.В. Путин утвердил новую ядерную доктрину в ноябре 2024 г., которая значительно снизила порог применения ядерного оружия, оговорив, что Россия может использовать ядерное оружие даже в ответ на неядерные атаки, если они представляют «угрозу суверенитету России». По мнению авторов, мир превратился из мира, в котором ядерное оружие когда-то считалось непригодным для использования, в мир, в котором его применение теперь является реальной возможностью. Мир, в котором ядерные силы авторитарных режимов Евразии действуют как единое целое, является кошмаром для Южной Кореи, Японии и всего либерального международного порядка.

 

Изменения в отношении Южной Кореи и Японии

Несмотря на эти тенденции, Южная Корея и Япония последовательно придерживаются безъядерных принципов, полагаясь на ядерный зонтик США как на главную гарантию своей безопасности. После непродолжительного рассмотрения варианта ядерного вооружения перед лицом отказа США от него в 1970-х годах Южная Корея ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в апреле 1975 г., а Япония сделала это на следующий год в июне 1976 г. Хотя эти безъядерные принципы очень важны, Сеулу и Токио было бы неразумно оставаться беззащитными перед ядерными угрозами противника ради соблюдения этих принципов.

Желание Южной Кореи и Японии иметь более сильные варианты ядерного сдерживания обусловлено растущими угрозами, а также неуверенностью в отношении обязательств США по расширенному сдерживанию. Эта дилемма уверенности усилилась за последнее десятилетие из-за подхода президента Д. Трампа к евразийской ядерной оси, а также к традиционным союзникам. Президент Трамп упоминал «трехстороннюю инициативу по контролю над вооружениями» с Россией и Китаем как часть большой разрядки.

Нельзя исключать и риск «переговоров по контролю над ядерным оружием», в ходе которых санкции против Северной Кореи будут частично сняты, а отношения между США и Северной Кореей нормализованы в обмен на замораживание ядерного потенциала Северной Кореи на уровне, не представляющем прямой угрозы континентальной части США.  В последние годы лидеры Южной Кореи, как и некоторые японские лидеры намекали на необходимость пересмотра давно устоявшихся представлений о ядерном сдерживании.

 

Меньшее из двух зол

Собственное ЯО может стать ответом на ядерные угрозы для Южной Кореи и Японии. Однако это рискует непреднамеренно подорвать союз Сеула и Вашингтона, так же ускорить отказ США от него, не говоря уже о том, что Южная Корея окажется в ситуации самопомощи в обеспечении безопасности, к которой она еще не готова в военном отношении. Для Японии собственное ядерное вооружение было бы еще сложнее. Вместо того чтобы порывать с Соединенными Штатами, стремясь к созданию собственного ядерного оружия, или повторять неудачный опыт расширенного сдерживания, Южная Корея и Япония должны побудить Соединенные Штаты и администрацию Трампа переосмыслить подходы к сдерживанию.

Союзники должны быть готовы нести более тяжелое бремя, вновь размещая у себя ядерное оружие, а Соединенные Штаты должны быть готовы разделить с ними более широкие полномочия по контролю и принятию решений, аналогичные тем, что они занимают в Европе. Более того, это оружие может быть в итоге выведено в рамках любых будущих переговоров по контролю над вооружениями, которые позволят добиться прогресса в денуклеаризации Корейского полуострова, как это было изначально согласовано всеми сторонами три десятилетия назад. До тех пор обновленная структура ядерных сил во главе с США, включающая тактическое ядерное оружие передового базирования, станет видимой и ощутимой демонстрацией коллективной решимости, которая восстановит баланс против евразийской ядерной оси.

Подробнее по ссылке.