Макрон просится за стол - зачем французский президент позвонил российскому
Зачем французский президент позвонил российскому - об этом изданию "Эксперт" в подробностях рассказал ведущий эксперт Центра стратегических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ Алексей Чихачев
Наличие диалога, конечно, лучше, чем его отсутствие, особенно когда речь заходит о ядерных державах и постоянных членах Совета Безопасности ООН. Однако конкретных результатов от телефонного разговора французского и российского лидеров, а тем более каких-то разворотов во внешней политике Франции, я бы не ждал.
Более того, не исключено, что внутри Евросоюза Макрона за этот звонок будут попрекать, например, те же поляки, прибалты и немцы. Ему придется своих союзников как-то успокаивать, поэтому можно ожидать с его стороны новые антироссийские выпады. Например, этим летом ожидается публикация обновленной стратегии безопасности Франции, и в ней наверняка будет сказано много нехорошего в адрес России.
Высказываются предположения, что Макрон созвонился с Путиным, побоявшись оказаться в изоляции внутри ЕС и НАТО из-за своей чрезмерно ястребиной позиции в отношении России. Очевидно, это не так. Наоборот, одно время, в первые месяцы СВО, Макрон рисковал оказаться в такой изоляции из-за своей недостаточно ястребиной позиции: он один из немногих европейских лидеров стремился не до конца рвать с Россией. Увидев же, что такая позиция не приносит ему дивидендов, Макрон развернулся на 180 градусов и стал во главе антироссийского нарратива, наряду с прибалтами и Польшей.
Вообще, Макрон — человек очень гибкий, он всегда ориентируется по ситуации и совершенно спокойно может говорить противоположные вещи. Полагаю, российскому лидеру он позвонил главным образом в контексте иранской проблемы. Для французской внешней политики в целом характерно стремление участвовать в обсуждении любых серьезных вопросов, даже если они ее не касаются напрямую. Макрон это гипертрофирует своей медийностью, стремлением обратить на себя всеобщее внимание.
К сожалению или к счастью, ничего реального за этим не стоит. Можно вспомнить много ярких заявлений и жестов французского президента, которые ни к чему реальному не приводили, — от призывов к реформе НАТО в 2019-м до тех же миролюбивых заявлений в отношении России в 2022-м и последовавшей за ними антироссийской риторики.
В этом свете Франция России мало что может предложить на переговорном поле — обсуждать ситуацию как по Украине, так и по Ирану, нужно не с ней, а с США, как наиболее влиятельным западным игроком. Да и в качестве посредника Париж не годится: слишком разнятся его позиции с Москвой. Собственно, телефонная беседа двух президентов послужила своего рода сверкой часов: стороны уведомили друг друга о том, что их подходы к международной повестке не изменились.
Материал доступен по ссылке.