Что принесёт миру инициатива глобального управления, предложенная Си Цзиньпином?
Инициатива глобального управления представляет собой новый элемент четырехступенчатой конструкции внешнеполитической доктрины Си Цзиньпина (развитие – безопасность – цивилизация – управление). Ее выдвижение демонстрирует стремления Китая играть более значимую роль в «нормативном предпринимательстве» на глобальном уровне». Пекин нацелен на переформатирование правил мировой игры не через конфронтацию, а через институциональное наращивание многосторонних платформ. Выбор Тяньцзина и «ШОС+» – сигнал, адресованный Глобальному Югу: Пекин предлагает развивающимся странам альтернативу западному «порядку, основанному на правилах». В год 80-летий Победы во Второй мировой войне и основания ООН китайская сторона сознательно связывает инициативу с «большим циклом» реформ глобального управления, а МИД КНР называет её «главным событием» саммита, задающим направление дискуссии о реформе институтов глобального управления. На практическом уровне речь идёт о настройке каналов продвижения китайских концепций миропорядка – от ШОС как полигона совместных проектов до формируемых финансовых и технологических механизмов, где Китай претендует на роль системного архитектора (Инициатива «Пояса и пути» и т. д.). Для Пекина это одновременно внешняя и «экономико-нормативная» безопасность: чем глубже встроены новые нормы и площадки, тем устойчивее пространство манёвра Китая в условиях конкуренции с коллективным Западом во главе с США.
1 сентября 2025 г. в Тяньцзине на полях саммита ШОС Си Цзиньпин впервые озвучил «Инициативу глобального управления» (ИГУ, 全球治理倡议), продолжившую линию трёх предыдущих глобальных инициатив: «Инициатива глобального развития» (ИГР, 全球发展倡议), «Инициатива глобальной безопасности» (ИГБ, 全球安全倡议) и «Глобальная цивилизационная инициатива» (ГЦИ, 全球文明倡议). Они были последовательно озвучены председателем КНР на крупных международных мероприятиях, а затем инкорпорированы в китайский план трансформации и построения глобального управления, представленный на 78-й Генеральной Ассамблее ООН в 2023 г.
В совокупности инициативы представляют собой китайскую альтернативу идее «международного порядка, основанного на правилах», в котором доминирует коллективный Запад. Они отражают долгосрочное видение внешней политики КНР и на практике способствуют развитию ключевой внешнеполитической доктрины «сообщества единой судьбы человечества». В среднесрочной перспективе с усилением роли КНР инициативы будут служить для утверждения КНР в роли великой державы, ответственной за решение международных конфликтов и поддержание безопасности, что особенно важно в ситуации, когда статус США для главного донора безопасности в ряде регионов, снижается.
В рамках «Инициативы глобального управления» Си сформулировал пять принципов: соблюдение суверенного равенства, приверженность международному праву, подлинный многосторонний подход, ориентация на человека и акцент на практическую реализуемость. В логике Пекина это должно стать ответом на мировую турбулентность, рост протекционизма и кризис глобализации.
Суверенное равенство выступает краеугольным принципом инициативы. Си Цзиньпин подчеркнул, что страны – большие и малые, богатые и бедные, развитые и развивающиеся – должны участвовать в глобальном управлении на равных правах и в равной степени пользоваться его результатами. Китай на протяжении последних лет настаивает на демократизации международных отношений, усилении роли развивающихся стран и поддержке ведущей роли ООН как центра международной системы.
Важный акцент сделан на верховенстве международного права. Си Цзиньпин напомнил, что мир имеет лишь одну систему (основанную на ООН), и один набор правил (закреплённый в Уставе ООН). Китай выступает против практики «двойных стандартов» и навязывания «домашних правил» отдельных держав как универсальных норм. Таким образом, инициатива закрепляет образ КНР как защитника справедливости, многосторонности и законности.
Третьим элементом ИГУ стала защита подлинного многостороннего подхода, противостоящего нарастающему одностороннему протекционизму и блоковой политике. Си Цзиньпин вновь озвучил китайскую концепцию «совместного обсуждения, совместного строительства и совместного пользования» (共商共建共享), где именно коллективное участие государств в принятии решений гарантирует глобальную устойчивость и открытость.
Инициатива также подчёркивает человекоцентричный подход: с точки зрения Пекина, развитие и модернизация должны быть доступны всем странам, а процветание невозможно, если бедные становятся ещё беднее. В риторике Китая идея о том, что «модернизация – не привилегия отдельных государств», призвана укрепить привлекательность китайских концепций и модели мироустройства в странах Глобального Юга.
Последний принцип новой глобальной инициативы касается ориентации на результативность: глобальное управление должно давать измеримые плоды. Си Цзиньпин призвал увязать инициативу с реализацией «Повестки-2030», уделить внимание ликвидации фрагментарности усилий и сосредоточиться на практических механизмах – от финансирования до технологического обмена. Это отражает китайский подход, увязывающий инфраструктурные и иные проекты развития в рамках инициативы «Пояса и пути» с глобальным управлением.
На примере ШОС китайский лидер показал, как новые инициативы могут быть институционализированы. За 24 года ШОС превратилась в площадку, способную генерировать модели регионального и глобального управления. В этой логике именно ШОС должна стать демонстрационным полигоном для апробации и продвижения «Инициативы глобального управления», усилив статус организации как платформы «силы», «ответственности» и «действия» (“上合力量”, “上合担当”, “上合行动”).
Дипломатический контекст усиливают сопутствующие сигналы: в Тяньцзине Генсек ООН Антониу Гутерриш публично подчеркнул «опорную роль Китая» для многосторонности, а Си подтвердил, что КНР будет «надёжным партнёром ООН». Эти акценты встроены в продвижение инициативы как «моста» между глобальными институтами и коалицией развивающихся стран.
Ссылка на материал.