Николай Новик проанализировал потенциальную возможность увеличения военного бюджета США до 1,5 трлн долл. к 2027 году

Николай Новик, зам. директора центра ИМВЭС НИУ ВШЭ, проанализировал заявление Д. Трампа о возможном увеличении военного бюджета США к 2027 году до 1,5 трлн долл.

Николай Новик проанализировал потенциальную возможность увеличения военного бюджета США до 1,5 трлн долл. к 2027 году

Основные тезисы:

Реалистичность увеличения военного бюджета? С юридической точки зрения, президент может внести такую заявку в бюджетный процесс. Но фактически бюджет утверждает Конгресс США, и увеличение на 66 % - это крупный вызов даже для республиканского большинства в обеих палатах, которое после 2026 года с большой вероятностью не сохранится. Однако, если предложение пройдет, военные расходы США могут вплотную приблизиться к 5% ВВП (сейчас около 3 %) и стать самыми крупными в истории страны в номинальном выражении. Экономический аргумент о «полном покрытии за счёт тарифов» не является правдивым. Анализы независимых экспертных агентств показывают, что доход от тарифов покроет лишь небольшую часть такой суммы.

Структура будущих расходов военного бюджета США: куда могут пойти деньги? Президент США отметил важный приоритет создания «Армии мечты» - новые исследования и разработки (RnD), что подразумевает существенные и долгосрочные инвестиции. Трамп уже жестко раскритиковал «большую пятерку» подрядчиков за непомерные зарплаты и задержки.

Другим вероятными приоритетом станет последующая модернизация «ядерного щита», на которую в 2015 г. было заложено 1,5 трлн долл. на 30 лет. 

Важно упомянуть и региональный фокус современной администрации Трампа, прописанный в новой Стратегии национальной безопасности от 2025 г. – доминирование в Западном полушарии. Не стоит забывать и про Индо-Тихоокеанский регион, где сдерживание Китая остается долгосрочным приоритетом.

Кто выиграет и проиграет от увеличения бюджета? Очевидно, главными бенефициарами увеличенного военного бюджета станут оборонные компании. «Большая пятерка» получит ещё больше контрактов на авиацию, корабли, радары, ракеты, внедрение технологии ИИ в производство и управление и т.д. В стороне не останутся и менее крупные подрядчики, например, Anduril Industries.

Пентагон (современное Министерство войны США) и государственные военные структуры и организации получат в распоряжение огромные средства на обновление техники, закупку новых вооружений, а также исследование и разработку. 

В плюсе будут и сторонники жесткой линии «мира через силу» в Конгрессе, и сопутствующие «группы давления», в том числе в финансовом секторе (лоббисты). Рынок акций оборонных гигантов на этой неделе продемонстрировал аномальную волатильность на фоне противоположенных заявлений президента США.

С другой стороны, настолько масштабное увеличение военных расходов сведет на нет все заявления администрации о сокращении дефицита бюджета, повысит государственный долг на триллионы долларов, повлияет на кредитные рейтинги и затраты на обслуживание этого долга. Пострадают социальные программы, инфраструктурные проекты, здравоохранение, образование. 

Будет нанесен еще один удар по системе мировой стратегической стабильности, которая уже пребывает в зоне риска на верхних уровнях лестницы эскалации. Резкая милитаризация США спровоцирует зеркальный рост бюджетов Китая и других стран.

Зачем это Трампу?
1. Явный геополитический рычаг давления и демонстрация Китаю, России, Ирану и всем странам Западного полушария полной готовности США к любому уровню эскалации.
2. Политический сигнал для внутренней аудитории накануне выборов в Конгресс 2026 года. 
3. Имеет место и экономический аспект. Президент США легитимизирует свою торговую войну, параллельно реализуя политику ре-индустриализации и цифровизации страны.
4. Воздействие на компании сектора ВПК - превращение оборонных гигантов из бюрократизированного «клуба инвесторов» в работающий конвейер.
Но даже несмотря на то, что заявление Трампа звучит как свершившийся факт, воплощение в жизнь этой идеи все еще представляется весьма маловероятным.