15 октября состоялся научный семинар «Особенности развития идеологии США в контексте трансформации миропорядка: значение для России»
15 октября 2024 года на базе Факультета мировой экономики и мировой политики (ФМЭиМП) состоялся научный семинар «Особенности развития идеологии США в контексте трансформации миропорядка: значение для России».
Докладчиками семинара выступили научный руководитель Института мировой военной экономики и стратегии, профессор-исследователь ФМЭиМП Дмитрий Витальевич Тренин, доцент Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук и старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Андрей Александрович Исэров, а также научный сотрудник Института мировой военной экономики и стратегии Георгий Эминович Асатрян. Модерировал научный семинар доцент Департамента зарубежного регионоведения, заместитель директора Центра образовательных программ, ведущий научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ), научный сотрудник Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук Лев Маркович Сокольщик.
Экспертами были озвучены следующие тезисы:
Д.В. Тренин
● В современных международных отношениях все чаще обсуждается геополитика и конкурентная борьба, а идеология отходит на второй план. Вместе с тем, окончание идеологического противостояния времен Холодной войны не означало конца идеологии.
● Сегодня в Европе и Америке национальные интересы, которые являются важнейшим фактором развития международных отношений, все более подменяются интересами коллективного Запада, которые определяются в Вашингтоне. Первые лица европейских стран всё чаше предстают не национальными политиками, а местными представителями либеральной глобалистской идеологии.
● Да, в Европе появились свои диссиденты – это Венгрия и Словакия. И существуют страны-оппортунисты вроде Турции, которые, являясь членом НАТО и союзником США, имеют возможность продвигать собственные интересы.
● Современные глобалисты стремятся реализовать план самой фундаментальной перестройки человечества со времен проекта большевиков, но, конечно, в совершенно ином направлении. Идентичность человека расщепляется, человек освобождается от любых прочных привязанностей – национальных, семейных, половых и т.п.
● Мировая гегемония Запада ослабевает, но Запад не столько отступает, сколько обороняется, причём очень активно, пытаясь контратаковать. Поэтому не стоит полагать, что будущее миропорядка уже предопределено.
● Противоборство Запада с Россией будет продолжаться долго. Компромисса в форме «большой сделки» ждать не стоит. Даже достижение целей спецоперации и прекращение конфликта на Украине не будут означать прекращения гибридной войны с Западом в целом. В этой борьбе вопросы идеологии будут присутствовать повсюду – от линии фронта до самого глубокого тыла.
А.А. Исэров
● Как и другие современные идеологии, консерватизм вышел из Великой французской революции. В этом плане логичен вопрос о том, насколько сегодня нам помогает использование терминов начала XIX века или нужно искать новые определения.
● Как любое большое явление консерватизм противоречив: в его основе понимание греховности человека, следовательно, опора на религию – но одновременно и познавательный скепсис (и здесь неверующий Дэвид Юм не столь уж далёк от консерваторов).
● Я бы определил современный мир как мир в каком-то смысле победившего Мишеля Фуко, в «Рождении биополитики» (1978–1979) сдвигавшегося вправо к современной трактовке либерализма. Следовательно, консерватизм в обороне.
● Религия, которая в США играла большую роль в XX веке чем в европейских странах, постепенно теряет позиции: атеистами пока мало кто готов себя определить, но доля тех, кто считает себя христианами, сокращается достаточно быстро (см., к примеру, данные Pew Research). К нашей зависти, в США растёт население, но этот рост сегодня обеспечивается притоком иммигрантов. Консерватизм и низкая рождаемость – странное сочетание.
● Консерватизм 1960 – 2000-х гг., выросший из президентских кампаний Барри Голдуотера (1964) и Рональда Рейгана (1980), породил внешнеполитическое направление – неоконсерватизм. Нам всем хорошо памятен последний извод неоконсерватизма – внешняя политика Джорджа Буша-мл. (2001–2009).
● Сегодня ничего подобного неоконсерватизму я не вижу. Есть трампизм, выраженный во внешней политике стремлением снять с себя большую часть международных обязательств, которые США взяли на себя после окончания Второй мировой войны. Считать ли, кстати, трампизм консерватизмом?
● Соединённые Штаты действительно постепенно теряют лидерство по многим измеримых показателей, в частности в области науки и экономики. Однако, при всей условности аналогий, это не Советский Союз в 1991 г. – а Великобритания начала XX века (уже перестала быть «мировой мастерской», но никуда не ушла, осталась мощной державой). Есть стремление сохранить гегемонию, но можно ли считать это стремление консерватизмом, ведь и либералы борются за то же самое?
● Главный вопрос: насколько сильным окажется трампизм и как, в случае его успеха, он разрешит противоречие между стремлением, с одной стороны, сохранить гегемонию США в ее традиционном измерении и, с другой – сократить свои внешнеполитические обязательства.
Г.Э. Асатрян
● Термин «идеология» тесно связан, но не полностью тождественен, такими понятиями, как стратегическая культура или Большая стратегия. Несмотря на массовый характер идеологии, это явление в США носит сугубо аристократический, элитарный характер. Это продукт правящего класса, закрепленный в государственных институтах, праве, морали, культуре и так далее. Т.е. американская идеология – это весьма системное, устойчивое и последовательное явление, аналогов которому я не могу вспомнить.
● Желание и готовность «применить силу» формировалось у американского народа с давних пор. Достаточно вспомнить тезисы протестанстких проповедников о том, что Америка может творить зло для того, чтобы не допустить ещё большего зла. Это в итоге сформировало качественную идеологическую базу для сугубо утилитарных действий по поддержания своего господства.
● Институционализация идеологии в США происходит после Второй мировой войны. И необходимость наличия врага и конкурента, который будет удерживать, актуализировать и сплачивать либеральный канон, всегда остается актуальной.
● При всей устойчивости и детерминизме, можно сказать, что американская идеология в некоторой степени эволюционирует и трансформируется, учитывая структуру международной системы. Она делает большой акцент на союзниках (и вассалах), которые должны взять на себя основной груз ответственности за поддержания либерального мирового порядка. Отчасти данную стратегию можно назвать «британизацией» идеологии США.
Научный семинар состоялся в рамках факультетского проекта «Роль идеологии в стратегическом развитии великих держав в условиях глобального системного кризиса: Россия, Китай, США» под руководством Д.В. Тренина. Посмотреть запись видео можно по ссылке.
Асатрян Георгий Эминович
Институт мировой военной экономики и стратегии: Научный сотрудник
Исэров Андрей Александрович
Школа исторических наук: Доцент
Сокольщик Лев Маркович
Центр образовательных программ: Заместитель директора центра
Тренин Дмитрий Витальевич
Институт мировой военной экономики и стратегии: Научный руководитель