Соединенные Штаты создают новое управление стратегических служб (OSS)?
Объемный материал американского Центра изучения разведки и нетрадиционных военных действий при Институте исследований внешней политики актуализирует потребность правительства США в создании нового управления стратегических служб (OSS). Цель его создания заключается в формировании цикла сбора, анализа и проведения секретных операций против врага.
Об авторе. Джей Р. Сигер был археологом, десантником, офицером разведки ЦРУ и инструктором нескольких подразделений специального назначения. Во время службы Сигер возглавлял множество небольших отрядов, в том числе одну из групп ЦРУ, проникших в Афганистан после 11 сентября. Среди наград Сигера – Звезда разведчика, медаль «За выдающуюся карьеру в разведке» и премия Джорджа Буша за выдающиеся достижения в борьбе с терроризмом.
В последние шесть месяцев открыто звучали различные мнения о возможности возрождения Управления стратегических служб (OSS) в США. Эти рекомендации отнюдь не новы. За последние 80 лет было предпринято множество попыток возродить OSS или, по крайней мере, возродить дух этой организации по проведению специальных операций, которая участвовала во Второй мировой войне в 1942-1945 гг. Наиболее очевидными унаследованными подразделениями, следующими традициям OSS, стали Центральное разведывательное управление (ЦРУ), полк специального назначения армии США (SF) и Командование специальных операций США (USSOCOM).
Вопрос, который возникает в более поздних публикациях, заключается в том, обладают ли эти устаревшие организации необходимыми возможностями для текущей стратегической обстановки или же это то, что легче интерпретировать в качестве холодной войны версии 2.0? Критики нынешнего военного и разведывательного потенциала США утверждают, что перечисленные организации плохо работают в сложившейся обстановке.
Истоки: требования Рузвельта и план Донована
Любое обсуждение OSS должно начинаться с понимания проблем, с которыми столкнулись Соединенные Штаты в 1940 г. Сильное изоляционистское крыло Конгресса делало практически невозможным для президента Франклина Рузвельта поддержку американских союзников в их борьбе с державами Оси. В правительстве США не было единой структуры, предоставлявшей президенту непубличные сведения о раздираемой в буквальном смысле войной Европе или Китае. Более того, не существовало единой структуры, предоставляющей стратегические разведданные лицам, принимающим решения среди союзников или противников США. Каждая из организаций, занимавшихся сбором стратегической информации – государственный, военный, военно-морской департаменты и министерство юстиции – проводили независимую работу, исходя из своих внутренних требований. При этом нельзя утверждать, что ведомства держали президента в неведении, но, как утверждает автор статьи, Рузвельт чувствовал, что не получает ответов на свои вопросы.
По рекомендации министра военно-морского флота Уильяма Франклина Нокса Рузвельт начал использовать героя Первой мировой войны для создания официальной разведывательной службы, которая работала бы на Белый дом. Хотя Уильям Дж. Донован, возможно, предпочел бы вернуться к службе в качестве боевого командира в полевых условиях, он сконцентрировался на просьбе президента. В июне 1941 г. президент своим указом создал при Доноване Управление по координированию информации (COI). Этот указ уполномочил Донована создать организацию, которая добывала бы информацию секретными методами, анализировала ее с помощью академических экспертов в различных областях и предоставляла эти сведения непосредственно президенту в виде служебных записок, доставляемых в Белый дом. В том же указе Рузвельт использовал фразу, которая с тех пор используется президентами, желающими провести секретные операции. В указе говорится, что COI было уполномочено «...осуществлять по просьбе президента такие дополнительные мероприятия, которые могут способствовать получению важной для национальной безопасности информации, не доступной правительству в настоящее время».
Донован уже совершил две ознакомительные поездки в Европу по указанию президента и понял, что этот новый конфликт совсем не похож на войну в окопах 1917-1918 г. Это была война, которая велась как с помощью обычных вооруженных сил, так и нетрадиционными методами, включая пропаганду, диверсии и террор. Он понял, что британская разведка и спецслужбы разделены на разные лагеря, которые тратят столько же времени на борьбу друг с другом, сколько и на борьбу с нацистами.
Поэтому Донован создал из COI централизованную организацию, которая 13 июня 1942 г. стала Управлением стратегических служб. Команда Донована предоставила президенту то, что мы сейчас называем разведывательным циклом, в котором он предоставлял разведданные, а затем получал уточненные требования для будущего сбора. Донован также создал небольшое подразделение по ведению нерегулярных боевых действий, занимавшееся саботажем и подрывной деятельностью. У OSS было мало союзников за пределами Белого дома и регулярно подвергалось нападкам со стороны ФБР, Управления военно-морской разведки и департамента военной разведки армии. Эти бюрократы просто не понимали, как «непрофессиональная» (с их точки зрения) организация может оказывать какую-либо законную помощь командирам на местах, не говоря уже о президенте Соединенных Штатов.
Бюрократические разборки на ножах начались с созданием СOI и закончились только тогда, когда президент Гарри Трумэн распустил OSS в сентябре 1945 г. Хотя операции OSS на местах получили высокую оценку от командования США, включая генерала Дуайта Эйзенхауэра, такая похвала редко препятствовала нападкам высокопоставленных военных и сотрудников Министерства юстиции из Вашингтона. Только благодаря осторожным политическим действиям Донована OSS дожило до разгрома Японии. Донован ожидал, что его подразделение, созданное в военное время, будет расформировано в конце войны. Чего он не ожидал, так это того, что Белый дом захочет вернуться к довоенному статусу, когда у президента не было независимой разведывательной организации.
Холодная война 1.0
К январю 1946 г. Трумэн понял, что, распустив OSS, лишился тем самым организации, занимающейся предоставлением стратегической разведывательной информации. Его первая попытка решить эту проблему, предпринятая Центральной разведывательной группой, не увенчалась большим успехом в сборе и анализе разведывательных данных от известных «сборщиков» информации — государства, военно-морского флота, армии и юстиции.
Законом о национальной безопасности 1947 г. были созданы как Министерство обороны, так и Центральное разведывательное управление, что упростило проблему, создав единый координационный центр в лице директора Центральной разведки (DCI). Это положило начало процессу создания единой организации, которая отвечала бы требованиям президента и высшего руководства страны.
Тем не менее, сбор и анализ разведывательных данных были необходимы, но недостаточны для борьбы с новыми противниками в ходе холодной войны.
Советский Союз, коммунистические режимы Варшавского договора и Китайская Народная Республика «стали непримиримыми противниками с экспансионистскими взглядами». После того, как Джордж Кеннан в 1948 г. написал меморандум для сотрудников отдела политического планирования под названием «Начало организованной политической войны», Белый дом обратился к Госдепартаменту, ЦРУ и министерству обороны с просьбой начать как открытую, так и скрытую «политическую войну», направленную на осуществление политики сдерживания. В ответ Директор ЦРУ дал указание подразделению внешней разведки ЦРУ, Управлению специальных операций (OSO), создать группу по реализации специальных мер для проведения тайных психологических операций.
В итоге группа стала отдельным подразделением ЦРУ, известным как Управление по координации политики (OPC), которое напрямую сотрудничало с Государственным департаментом и Белым домом в рамках программ секретных действий, включавшим психологические и информационные операции (в частности, «Радио Свободная Европа», «Радио Свобода» и «Радио Азия»), операции по политическому влиянию (например, операция «Аякс» в Иране и операция «Успех» в Гватемале), а также операции нетрадиционного ведения войны (например, операция «Дьявол» в Албании).
Формально OPC получала указания от сотрудников отдела политического планирования Госдепартамента и разрабатывала секретные программы, направленные на борьбу с Советским Союзом и коммунистическим Китаем по обе стороны от железного занавеса. Однако у OPC были не только впечатляющие успехи, но и неудачи. Что еще более важно, на местах он подвергался риску «братоубийства», поскольку агенты-кураторы из разведывательного подразделения ЦРУ и OSO сталкивалась с агентами-кураторами OPC. Секретность, существовавшая между двумя отделениями, а также между посольствами США, затрудняла проведение секретных операций. К 1952 г. задачи на местах стали слишком сложными, и обе организации были объединены в Управление планирования. Наконец, единый координатор в каждой стране, начальник резидентуры, должен был отвечать не только за сбор разведданных, но и за проведение секретных операций.
В армии США 1950-е гг. оказались периодом экспериментов по возрождению возможностей OSS. В мае 1952 г. армия США санкционировала создание подразделения специального назначения, частично сформированного из бывших членов групп специальных операций OSS и солдат, участвовавших в программах нетрадиционной войны ОСС. Целью этого нового подразделения было ведение нетрадиционной войны, в первую очередь в Европе. В 1950 г. был принят Закон о лодже (The Lodge Act), который позволял иностранным гражданам, поступившим на военную службу в США и прослужившим пять лет, стать американскими гражданами. Это позволило пополнить ряды спецназа людьми, свободно владевшими языками регионов Центральной и Восточной Европы, и заложило основу для боеспособности таких подразделений, как 10-я группа специального назначения, базирующаяся в Бад-Тольце (Западная Германия), и отряд специального назначения «А», базирующийся в Берлине.
После 11 сентября и холодной войны 2.0
С 1960-х гг. по настоящее время подразделения ЦРУ и спецназа США сотрудничают по всей Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Это партнерство стало более тесным с появлением Командования специальных операций ВМС США, Командования специальных операций ВВС США и особенно после создания USSOCOM и подразделений специального назначения, связанных с Объединенным командованием специальных операций (JSOC).
После 11 сентября 2001 г. отношения между Сообществом специальных операций и разведывательным сообществом улучшились и стали еще крепче. Это партнерство намного превосходит возможности OSS. USSOCOM предлагает президенту и Национальному командованию (NCA) самые совершенные средства ведения боевых действий, которые сегодня включают в себя гораздо больше, чем базовые средства ведения нетрадиционных войн, существовавшие в 1952 г. Р
Разведывательное сообщество в целом предлагает президенту США и NCA информацию, основанную на разведданных из всех источников, подкрепленных сообществом экспертов-аналитиков. На местах ЦРУ направило оперативных сотрудников по управлению человеческими ресурсами (HUMINT) по всему миру в те места, которые в настоящее время мало интересуют политиков, но в будущем могут стать очередной «горячей точкой».
При этом ЦРУ обеспечивает такой уровень постоянного присутствия на местах, которого у сил USSOCOM просто нет. С другой стороны, отделения ЦРУ на местах невелики и не обладают большим боевым потенциалом (а иногда и вовсе не имеют его).
Перед OSS стоит ряд уроков, которые предстоит усвоить:
1. OSS должна полноценно стать единой разведывательной организацией, в которой объединены сбор, анализ и секретные операции.
2. Операция OSS «САССЕКС» (SUSSEX), в ходе которой группы разведки и контрразведки были включены в состав командований корпусного и армейского уровней, имела решающее значение для обеспечения командиров боевых подразделений оперативными разведданными в режиме реального времени. Это были операции с высоким риском, но американская армия была готова пойти на этот риск, чтобы получить оперативную информацию. Такие же операции проводились во время холодной войны, как правило, силами ЦРУ и силами специальных операций США (SOF), где сотрудники ЦРУ обладали региональным/культурным опытом, а команда SOF – военным и техническим опытом.
3. OSS разработало и внедрило сложную систему информирования и психологической войны (psywar) против противников стран Оси. Программа информирования включала в себя внедрение двойных агентов, критически важных для операций по дезинформации. Программа psywar (называемая в OSS «моральными операциями») была направлена на подрыв морального духа противника и усиление тех же операций по дезинформации.
Эти три возможности можно было бы расширить, используя ресурсы не только USSOCOM, но и ЦРУ, а также специализированных подразделений министерства обороны США. Для этого потребуется вовсе не «новосозданная» организация, а лишь целенаправленные усилия по использованию уже имеющихся ресурсов.
Наконец, важно учитывать стратегический характер текущей задачи. Во время Второй мировой войны и в начале холодной войны 1.0 Соединенные Штаты проводили операции в рамках усилий всех правительственных сктруктур. Открытая дипломатия, боевая мощь вооруженных сил США и тайные операции — все это было направлено на достижение конкретных стратегических целей – разгрома врага. Если Соединенные Штаты хотят победить в этой новой холодной войне 2.0, NCA должен предложить единый план, аналогичный меморандуму Кеннана о политической войне, который послужил бы руководством для использования всех правительственных ресурсов.
Полный материал доступен по ссылке.