• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что день грядущий нам готовит: последствия для Южной Кореи от происходящих изменений в архитектуре европейской безопасности

Аналитический доклад Асанского института политических исследований (The Asan Institute for Policy Studies) об изменениях в архитектуре европейской безопасности и уроках для Южной Кореи (Europe’s Shifting Security Landscape and Implications for South Korea)

Что день грядущий нам готовит: последствия для Южной Кореи от происходящих изменений в архитектуре европейской безопасности

© Фото Istockphoto.com/tawatchaiprakobkit

Позиция второй администрации Д. Трампа в отношении Европы выдвинула на передний план давние дебаты о способности Европы взять на себя большую ответственность за собственную безопасность и оборону. Центральным местом в дебатах является вопрос о надежности обязательств Соединенных Штатов по обеспечению безопасности в рамках договора НАТО.  Европейский опыт в  вопросах обеспечения национальной безопасности может стать серьёзным уроком для Южной Кореи и ее собственных внешнеполитических интересов.

Европа, застигнутая врасплох
Хотя разговоры о стратегической автономии Европы продолжались с момента окончания холодной войны, им часто не хватало устойчивого политического импульса. Присоединение Крыма Россией в 2014 г. придал дискуссии ощущение срочности, но принятие существенных мер было отложено до февраля 2022 г.

Влияние дивидендов мира на европейское управление и разделенную позицию безопасности
Неподготовленность Европы к обоим событиям была обусловлена чувством самоуспокоенности, которое укоренилось во многих европейских странах в эпоху после окончания холодной войны. С распадом Советского Союза европейские страны наслаждались экономическими выгодами, ставшими возможными благодаря резкому сокращению расходов на оборону. Например, Германия значительно сократила свои военные расходы: с 2,52 % ВВП в 1990 г. до 1,12 % в 2015 г. США также уменьшили расходы на оборону в этот период, но масштабы сокращения были более умеренными и кратковременным. После террористических актов 11 сентября 2001 г. военные расходы США вновь возросли, поскольку они начали войну с терроризмом.
Этот так называемый дивиденд мира, ставший возможным благодаря сокращению расходов на оборону, оказал двоякое влияние на Европу как регион, укрепив технократическую роль Европейского союза. Во-первых, устранив угрозу обычной войны, Европа начала фокусироваться на экономической, правовой и институциональной интеграции, которой занимались технократы и эксперты.  Хотя Европа и США заметно расширили свое сотрудничество на глобальном уровне, США все больше недовольны тем, что Европа недостаточно инвестирует в оборону. Во-вторых, мирные дивиденды создали пространство для более широкого спектра точек зрения относительно роли НАТО и того, как альянс должен реагировать на отход второй администрации Трампа от европейской безопасности.

Варианты действий второй администрации Трампа в отношении НАТО
Пренебрежительное отношение администрации Д. Трампа к Европе уже нанесло ущерб авторитету НАТО. Ещё будучи кандидатом на президентских выборах 2016 г., Д. Трамп описал НАТО как «устаревшую организацию» и раскритиковал  стоимость участия для США. Хотя жесткая риторика была смягчена в течение его первого срока, Д. Трамп последовательно утверждал, что члены НАТО не тратят достаточно денег на безопасность региона. Даже с ростом расходов на оборону многих членов НАТО с 2022 г., Д. Трамп заявил в начале 2025 г., что 2 %  показатель расходов на оборону следует повысить до 5% от ВВП.
Существуют инструменты препятствующие выходу США из НАТО, например, например, Закон о национальной обороне за 2024 финансовый год (NDAA) включает положение 26, которое ограничивает решение президента США о выходе из НАТО без одобрения Сената или отдельного акта Конгресса.
Однако, по мнению автора, США могут уменьшить свою роль в Европе, переложив задачу по сдерживанию России на плечи союзников по НАТО. Вашингтон же сосредоточит своих силы в Индо-Тихоокеанском регионе, поскольку для США Китай, а не Россия, все чаще воспринимается как главная угроза для национальной безопасности.

Последствия и политические рекомендации для Южной Кореи
Недавние события в Европе имеют существенные последствия для архитектуры международной безопасности. Во-первых, независимо от того, готова Европа или нет, она переживает фундаментальный сдвиг в своем стратегическом ландшафте. Опыт Европы в области коллективной безопасности служит предостережением для других регионов, подчеркивая опасности самоуспокоенности и чрезмерного расширения.

Во-вторых, Южная Корея должна диверсифицировать стратегическое партнерство с Европой и НАТО — не для того, чтобы застраховаться от США, а чтобы дополнить альянс и способствовать коллективному распределению бремени. В этом есть несколько компонентов: параллели между Южной Кореей и несколькими европейскими членами НАТО выявляют общие структурные уязвимости в рамках более широкой системы альянса под руководством США. По мнению автора аналитического материала, оба региона сталкиваются с ближайшими и ревизионистскими противниками — Северной Кореей в случае Южной Кореи и Россией в случае Европы — и оба по-прежнему в значительной степени зависят от расширенного сдерживания США для своей национальной безопасности. Эта зависимость обнажает схожие риски, вытекающие из сдвигов в Вашингтоне, в частности, непредсказуемость, связанную с «трампизмом».

Если «трампизм» станет прочной чертой политики США, традиционные структуры альянса могут разрушиться, заставив союзников пересмотреть давние предположения о надежности США. Южная Корея хорошо подготовлена ​​к ответу на эти изменения, используя свои сильные стороны, например, в области оборонных технологий и промышленности. Поддерживая консолидацию с НАТО, Южная Корея может играть конструктивную роль в укреплении глобальных структур альянса. Более дееспособный НАТО также косвенно вносит вклад в собственную среду безопасности Южной Кореи, поддерживая нормы сдерживания и солидарности альянса во взаимосвязанном глобальном порядке безопасности.  Тесное сотрудничество между Южной Кореей и НАТО необходимо для содействия более широкой трансрегиональной стабильности.

В последние три года, при администрации президента Юн Сок Ëля, Республика Корея укрепляла отношения с НАТО  – это отвечало как политическим, так и экономическими интересам Сеула. Однако со сменой главы государства после 3 июня 2025 г. встает вопрос: какой будет внешняя политика Республики Корея на европейском направлении. Принимая во внимание, тот факт, что президент Ли Джэ Мён ранее уже подтверждал приверженность курсу по продвижению южнокорейских вооружений на мировой рынок, навряд ли Республика Корея откажется от сотрудничества с НАТО в среднесрочной перспективе. Во многом внешнеполитический курс Южной Кореи на европейском и восточном направлении будет зависеть от того удастся ли найти президенту Ли Джэ Мёну общий язык с Д. Трампом.

Подробнее в материале по ссылке.