Соперничество двух средних держав в полицентричном мире: напряженность между Турцией и Индией
Старший научный сотрудник Центра евразийских исследований (AVİM, Avrasya İncelemeleri Merkezi) Тургут Керем Тунджель в статье для Института внешней политики (DPE, Dış Politika Enstitüsü) анализирует военный и геополитический аспекты турецко-индийской конфронтации как пример отношений между средними державами в условиях современного полицентричного мира
На фоне кратковременного обострения конфликта между Индией и Пакистаном, последовавшим за террористическим актом в Пахалгаме 22 апреля, возникла напряженность также и в турецко-индийских отношениях. Причиной послужило недовольство Нью-Дели поддержкой, которую, как утверждалось, Анкара оказывала Исламабаду. Эту напряженность, помимо оценки в контексте экономических и торговых мер, предпринятых Индией в отношении Турции, целесообразно рассмотреть и с точки зрения геополитики.
По мнению автора, при описании современной международной обстановки применение термина «многополярность», указывающего на более чем два центра силы, относительно равных по военному, экономическому и политическому могуществу, является преждевременны. Это обусловлено тем, что, несмотря на подъем незападных акторов, США по-прежнему сохраняют статус единственной сверхдержавы в мире, вызов которой способен бросить исключительно Китай.
В качестве альтернативного варианта предлагается понятие полицентризма, которое указывает на множество центров силы с различными уровнями влияния в разных областях. Одной из ключевых особенностей полицентричного мира выступает возрастающая важность средних держав (middle powers) в региональной и глобальной геополитике. Эти державы, хотя и не настолько сильны, как США, Китай или Россия, обладают значительным влиянием и относительной автономностью. Отношения между Турцией и Индией служат важным примером трансрегиональных связей между двумя относительно автономными средними державами.
При анализе взаимной конфронтации в этих отношениях автор подчеркивает про-пакистанскую позицию Турции в Кашмирском конфликте, которую Анкара занимала практически непрерывно, за исключением 1990-х гг. Пакистан, в свою очередь, оказывал поддержку Турцию в кипрском вопросе. В ответ Индия занимала сторону Греции и греков-киприотов. В последние годы Индия также развивает военно-стратегические отношения с Арменией. По мнению автора, Турция сталкивается с ситуацией формирования враждебного фронта, включающего Индию, Грецию, Республику Кипр и Армению. В ответ Турция, Азербайджан и Пакистан формируют соответствующий контрфронт.
С 2018 года дипломатические отношения между Индией и Республикой Кипр активизировались, а в августе 2023 года премьер-министр Индии Моди посетил Грецию. Это был первый визит премьер-министра Индии в Афины за сорок лет. В ходе этого визита отношения между двумя странами были повышены до уровня «стратегического партнерства». В феврале 2024 года премьер-министр Греции Мицотакис вместе с большой делегацией, включавшей начальника Генерального штаба Греции, совершил ответный визит в Нью-Дели. В ходе этого визита было подписано соглашение об углублении стратегических отношений между двумя странами, включая совместные учебные мероприятия вооруженных сил.
После войны в Карабахе в 2020 году Индия стала одним из крупнейших поставщиков оружия для Армении. По состоянию на конец 2023 года сообщается, что Армения приобрела высокотехнологичные системы вооружения у Индии на сумму 600 миллионов долларов. По сообщениям ряда источников совокупная стоимость соглашений о военном сотрудничестве достигает 2 миллиардов долларов.
С другой стороны, за последние десять лет отмечается развитие сотрудничества Турции с Пакистаном в оборонной сфере. В 2016 году Турция взяла на себя модернизацию подводных лодок ВМС Пакистана. Первая подводная лодка была поставлена в 2021 году. В 2018 году было заключено соглашение на четыре легких боевых корабля. Турция поставила первый корабль в 2023 году. В настоящее время Турция является вторым по величине поставщиком оружия для Пакистана. Исламабад импортирует 11% своего оружия из Турции. В войне 2020 года Пакистан, как и Турция, открыто поддержал Азербайджан. Наблюдаются также признаки развивающегося военного сотрудничества между Азербайджаном и Пакистаном. Например, в сентябре 2024 года было объявлено о соглашении, предусматривающем приобретение Азербайджаном у Пакистана истребителей JF-17, боеприпасов и обучения на сумму 1,6 миллиарда долларов.
Вышеупомянутая конфронтация проявляется не только в военной и политической сферах, но и в скрытой конкуренции между двумя группами по вопросу транспортных коридоров, что является одной из ключевых геоэкономических проблем в Евразии.
В основе евразийской стратегии Турции лежит стремление стать ключевой страной для связи Азии и Европы, выступая в качестве узла для энергетических и транспортных маршрутов по линии Восток-Запад. В этом контексте Транскаспийский международный транспортный маршрут (Средний коридор), который, как ожидается, станет основной линией, соединяющей Китай через Центральную Азию, Каспийское море, Южный Кавказ и Турцию с Европой, минуя Россию, имеет большое значение для Анкары и Баку.
Экономический коридор Индия – Ближний Восток – Европа (IMEC), который впервые был поднят на повестку дня на саммите G20 в Нью-Дели в сентябре 2023 года, предусматривает, что торговля между Азией и Европой будет осуществляться по маршруту, начинающемуся в Индии, затем по морю в ОАЭ, затем через Саудовскую Аравию, Иорданию, Израиль, а затем снова по морю в Грецию. Одной из важных целей проекта IMEC, по всей видимости, является подрыв китайской инициативы «Пояс и путь». Однако это также проект, который способен снизить ценность Среднего коридора.
Статья Тургута Келема Тунджеля акцентирует внимание на геополитическом соперничестве между Турцией и Индией, рассматривая его как один из вариантов развития отношений между региональными лидерами в современном полицентричном мире. Наблюдается относительное сближение позиций между Турцией, Азербайджаном, Пакистаном, с одной стороны, и Индией, Арменией, Грецией, с другой, по ряду принципиальных вопросов, включая кашмирский, нагорно-карабахский и кипрский конфликты. Данное сближение геополитических позиций сопровождается развитием военно-технического сотрудничества. Вместе с тем, остаётся дискуссионным вопрос о реалистичности полноценной конкуренции между двумя указанными группами стран, особенно принимая во внимание значительно превосходящие размеры индийской экономики, а также взаимодействие сторон по ряду проектов, включая совместное участие Индии и Азербайджана в Международном транспортном коридоре Север – Юг.
Побробнее по ссылке.