Эпоха протекционизма: латиноамериканские перспективы в условиях нового миропорядка
Аргентинский совет по международным делам (El Consejo Argentino para las Relaciones Internacionales, CARI) выпустил новую статью «Эпоха протекционизма: латиноамериканские перспективы в условиях нового миропорядка (La era del proteccionismo: perspectivas para América Latina en el nuevo orden mundial)

В последние десятилетия страны Латинской Америки сталкиваются с фундаментальной дилеммой между протекционизмом и открытостью экономик. Этот выбор напрямую влияет как на их стратегию международной интеграции, так и на эффективность участия в региональных экономических блоках. В настоящей статье автор проводит сравнительное рассмотрение МЕРКОСУР, Альянса Тихоокеанского региона и Европейского союза как моделей региональной кооперации с различным уровнем глубины и гибкости интеграции. Проблема протекционизма рассматривается как ключевой фактор, формирующий возможности и ограничения для стран региона на глобальной арене.
Южноамериканский блок МЕРКОСУР был задуман как шаг к созданию общего рынка с единой торговой политикой и свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Однако на практике, как отмечает эксперт, этот проект не был до конца реализован: значительные тарифные исключения, контроль за движением капитала и отсутствие полной свободы передвижения граждан мешают его трансформации в подлинный рынок. Институциональная жесткость и внутренняя экономическая асимметрия между странами-участницами усугубляют сложности в принятии решений и достижении единых торговых позиций.
Автор также обращается к опыту Тихоокеанского альянса (Чили, Колумбия, Перу, Мексика), который с момента своего основания сделал ставку на более гибкий и открытый формат сотрудничества. Этот блок отменил 92% внутренних тарифов и позволил странам свободно заключать соглашения с внешними партнерами, что значительно расширило их торговые горизонты. Такой подход привел к активной внешнеэкономической политике Чили, которая в одиночку заключила более 30 торговых соглашений, охватывающих почти 90% мирового ВВП. В сравнении с этим, МЕРКОСУР заключил лишь несколько соглашений, причем ключевой из них (ЕС – МЕРКОСУР) до сих пор не ратифицирован.
Европейский союз, по мнению эксперта, достиг значительно более глубокой степени интеграции. В нем отсутствуют тарифы, нет валютных или миграционных барьеров, а участие в союзе требует соблюдения политико-экономических стандартов, включая демократию и рыночную экономику. Это позволяет ЕС эффективно действовать как на внутриполитическом, так и на внешнеэкономическом уровне, предлагая членам не только выгоды от торговли, но и институциональную устойчивость.
Во второй части статьи автор анализирует актуальные мировые экономические тенденции. Особое значение в формировании внешнеэкономического ландшафта региона играет Китай, ставший с начала 2000-х годов ключевым импортером латиноамериканской продукции. В то же время, торговые конфликты, инициированные США, усилили фрагментацию глобального торгового порядка и осложнили интеграцию развивающихся стран. Это создало ситуацию, при которой Латинская Америка должна пересмотреть свои стратегические альянсы, в том числе с учетом растущей роли Индии и других стран Азии. Автор характеризует договор между МЕРКОСУР и ЕС как спорный, поскольку он сопряжен с значительными политическими издержками для стран Латинской Америки.
В финальной части представлены авторские размышления о протекционистской политике в современном мире. Протекционизм продолжает использоваться как инструмент защиты местной промышленности и рабочих мест, но сопровождается значительными издержками от повышения цен и снижения качества продукции до ухудшения социальных условий для беднейших слоев населения. Он также способствует росту торговых войн, валютной нестабильности и снижению доверия к национальной экономике. Чтобы смягчить последствия либерализации, по мнению автора, необходимы компенсаторные политики, включая переобучение рабочей силы, модернизацию производств, цифровизацию торговых и таможенных процедур, а также стимулирование инвестиций. Важным направлением является развитие инфраструктуры и согласование региональных стандартов, что могло бы повысить привлекательность Латинской Америки как единого экономического пространства.
В заключение эксперт подчеркивает: рост протекционистских настроений от США до Европы и Азии порождает как вызовы, так и возможности. В то время как политика Трампа затрудняет доступ латиноамериканских товаров на развитые рынки, эти же обстоятельства могут стимулировать укрепление ее связей с Азией, Африкой и между странами самого региона. Важно отказаться от устаревшей логики «холодной войны», в которой страны должны выбирать между Западом и Востоком, поскольку новые возможности лежат в гибкости внешнеэкономической политики и прагматичном подходе к интеграции.
Основная идея статьи CARI заключается в том, что в условиях нового «протекционистского» мирового порядка Латинская Америка должна переосмыслить свои экономические альянсы и глубину интеграции. Для таких блоков, как Тихоокеанский альянс, это шанс укрепить существующие связи и выйти на новые рынки. Для МЕРКОСУР нынешняя ситуация является вызовом: блок должен или углубить внутреннюю координацию и стать настоящим таможенным союзом, или распасться в ближайшем будущем. Успех внешнеэкономической стратегии региона, по мнению автора, будет зависеть от способности его лидеров преодолеть идеологическую ограниченность, повысить институциональную зрелость и сделать приоритетом не политическую риторику, а реальные торговые интересы и интеграцию в глобальные торговые цепочки.
Текст явно тяготеет к либеральной экономической позиции, так как протекционизм в нем представлен почти исключительно как вредный и устаревший подход. Такая односторонность делает аргументацию предвзятой и упрощает сложную реальность. В частности, не рассматриваются случаи успешного применения протекционистской политики в истории для поддержки стратегических отраслей. Кроме того, авторский анализ МЕРКОСУР сводится в основном к экономической оценке, в нем не учитываются другие важные функции блока, такие как обеспечение политической стабильности и региональной дипломатии, что делает анализ неполным.
Полный материал доступен по ссылке.
