Диалоги в рамках БРИКС: анализ политики в год председательства Бразилии
Бразильский центр международных отношений (O Centro Brasileiro de Relações Internacionais) выпустил новый доклад «Диалоги в рамках БРИКС: анализ политики в год председательства Бразилии» (BRICS Dialogues: Policy Insights in Brazil Leadership Year)
В 2025 году Бразилия председательствует в блоке БРИКС, что, по мнению авторов, представляет собой стратегическую возможность для южноамериканской страны выработать повестку дня, ориентированную на устойчивое развитие, инклюзивность и стратегическую автономию государств Глобального Юга. В этом контексте бразильский центр CEBRI составил три аналитических записки, охватывающих ключевые направления: энергетический переход, продовольственную безопасность и цифровую трансформацию. Настоящий доклад объединяет основные выводы и рекомендации трех материалов, формируя всеобъемлющую стратегию для стран БРИКС, направленную на усиление сотрудничества в меняющемся глобальном порядке.
1. Энергетический переход и проблема изменения климата
Как отмечают авторы, страны БРИКС занимают центральную роль в мировом энергетическом балансе, на них приходится почти половина мировых выбросов углекислого газа. Учитывая климатические обязательства, принятые на Конференции ООН по изменению климата (COP28), и сохраняющуюся зависимость от ископаемого топлива, эксперты подчеркивают: переход к низкоуглеродной экономике требует общих усилий. Одним из успешных примеров сотрудничества является бразильско-китайский проект в области биотоплива, который может стать моделью для сотрудничества между другими странами. Рекомендуется использовать этот опыт для создания многосторонних платформ по совместным НИОКР и разработке биоэнергетической инфраструктуры, в частности в авиации и морском транспорте.
Среди других мер названы также внедрение низкоуглеродных жидких топлив, создание устойчивых механизмов финансирования и интегрированных систем отслеживания углеродного следа, стандартизированных показатели углеродной интенсивности. В докладе отмечена важность учета проблем социальной инклюзивности и экологической устойчивости в вопросах преобразования сельхозугодий и защиты биологических экосистем, таких как Амазония в Бразилии.
Особое внимание в докладе уделено опыту Индонезии, крупнейшему в мире производителю пальмового масла, и подходу ОАЭ, в котором сочетаются инвестиции в возобновляемые источники энергии с добыча ископаемого топлива. Эти страны могут стать мостом между странами-производителями нефти и государствами, стремящимися к «зеленому» переходу, дополняя стратегию БРИКС с финансовой и технической сторон.
2. Продовольственная безопасность и сельское хозяйство
Учитывая тот факт, что страны БРИКС занимают треть мировых сельхозугодий и производят до 75% сельхозпродукции в мире, аграрный сектор становится ключевым направлением сотрудничества. Он, по мнению авторов, сталкивается с рядом проблем – от деградации земель и уязвимости к климатическим угрозам до фрагментации регулирования и институциональных различий между странами.
В этих условиях из приоритетных инициатив в рамках председательства Бразилии стало создание «Партнерства по восстановлению земель», а также утверждение «Плана действий в области сельского хозяйства на 2025–2028». Эти инициативы направлены на борьбу с деградацией почв, поддержку фермеров и повышение климатической устойчивости. Однако политические различия между странами, например, в торговых стратегиях (открытые рынки в Бразилии и России против экспортных ограничений в Индии), затрудняют унификацию подходов. В качестве решения экспертами CEBRI предлагается модель гибкого лидерства, где каждая страна берет на себя координацию по конкретным направлениям: например, Бразилия – по восстановлению земель, Индия – по цифровой сертификации и поддержке малых фермеров, ЮАР – по животноводству. Это позволит совместить национальные приоритеты с коллективной эффективностью.
Финансирование cельскохозяйственных инициатив предлагается расширить за счет реформирования Нового банка развития. Рекомендуется включить в его мандат проекты по использованию земель, восстановлению экосистем и развитию биоэкономики, а также создать специализированные фонды для поддержки малых фермеров и сельской инфраструктуры. Важным элементом также станет продвижение согласованных стандартов углеродного учета для формирования взаимосвязанных рынков углеродных кредитов внутри БРИКС.
Для бизнес-сектора авторами предложены механизмы стимулирования трансграничных технологических обменов и совместных НИОКР на базе Платформы сельскохозяйственных исследований БРИКС, запуск целевых инвестиционных инструментов в области логистики, использование блокчейна для повышения прозрачности цепочек поставок и масштабирование пилотных проектов, таких как сертификация продукции по общим стандартам.
3. Цифровая трансформация и ИИ
Вопросы цифровой экономики и ИИ приобретают особое значение в международной повестке, и БРИКС, обладая значительным демографическим и экономическим потенциалом, может занять ведущую роль в формировании справедливой, безопасной и суверенной архитектуры ИИ. Уровень технологической готовности в странах БРИКС различен: Китай — мировой лидер в ИИ, Индия и Бразилия активно развивают цифровую инфраструктуру, а такие страны, как Эфиопия и Индонезия, уже внедряют ИИ в государственные системы.
В этой связи предлагается создать четыре ключевых инициативы:
· AI Safety and Opportunities Collaborative (AISO) – международная экспертная платформа, основанная на опыте IPCC (Межправительственная группа экспертов по изменению климата), для оценки рисков и возможностей ИИ с фокусом на страны Глобального Юга. AISO может стать источником независимой экспертизы и площадкой для выработки стандартов, отражающих интересы развивающихся стран.
· BRICS AI Compute Hub – коллективная инфраструктурная платформа для доступа к вычислительным ресурсам и хранению данных, финансируемая Новым банком развития и странами-участниками. Хаб обеспечит разработку ИИ-моделей, адаптированных к языковым и культурным особенностям стран БРИКС, снижая зависимость от западной инфраструктуры.
· Инициатива по защите данных и этичному управлению ИИ – формирование принципов безопасного, суверенного и инклюзивного использования ИИ, включая совместное регулирование, защиту персональных данных и обеспечение прозрачности алгоритмов.
Таким образом, все три тематических направления объединены несколькими ключевыми подходами. Во-первых, это использование потенциала Нового банка развития как движущей силы финансирования, через расширение его мандата на проекты в области зеленых технологий, сельского хозяйства и цифровой инфраструктуры. Во-вторых, опора на существующие механизмы БРИКС с учетом более чем 180 различных форматов сотрудничества для повышения эффективности реализации. В-третьих, обмен знаниями и опытом по линии Юг-Юг для развития совместных НИОКР, пилотных проектов, программ обмена и обучения для масштабируемых решений. В-четвертых, согласование политики БРИКС с глобальными целями, которые отражены в Повестке дня ООН до 2030 года, и с климатическими обязательствами, взятыми на себя странами БРИКС.
Доклад представляет собой амбициозную попытку выработать коллективные ответы на ключевые вызовы развития для стран Глобального Юга, с опорой на потенциал БРИКС как института альтернативной глобализации. Однако, при всей концептуальной целостности и политической актуальности, документ вызывает ряд критических замечаний как с точки зрения практической реализуемости предложенных инициатив, так и в отношении институциональной логики самой координации в рамках БРИКС. Многие инициативы, например, создание BRICS AI Compute Hub или внедрение системы электронных сертификатов в сельском хозяйстве, предполагают высокий уровень технической совместимости, которых в рамках БРИКС на текущий момент не существует. Доклад апеллирует к идее лидерства стран Глобального Юга, однако на практике в блоке наблюдается значительная асимметрия как в экономической мощи (доминирование Китая и Индии), так и в институциональных возможностях (например, в цифровом секторе). Страны, такие как Эфиопия, Иран или Египет, не имеют необходимого уровня инфраструктуры и кадровых ресурсов для участия в таких инициативах, как совместная разработка ИИ или биоэкономических стандартов. Наконец, доклад CEBRI предлагает многочисленные инициативы и направления сотрудничества, не указывая при этом конкретные приоритеты, сроки реализации, или как минимум логику поэтапного внедрения.
Полная версия доступна по ссылке.