• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как самые современные мировые армии так сильно отстали от войны дронов

Материал анализирует текущее состояние сферы дронов в ВС США. Автор рассматривает текущую ситуацию, активно ссылаясь на мнения различных экспертов в этой области и справедливо отмечает, что из-за «бюрократизма» Пентагона, адаптация ВС США к современному полю боя идет очень медленно. США находятся в отстающих позициях в этой сфере, особенно по сравнению с Украиной и Россией и делают ставку на оборону от дронов, а не на их наступательный потенциал. Матертал представляет собой весьма комплексный анализ крайне важной сферы на современном поле боя.

Как самые современные мировые армии так сильно отстали от войны дронов

© Depositphotos

Майкл Хирш начинает свою статью с цитаты заместителя начальника штаба сухопутных войск США – генерала Джеймса Мингуса, который считает, что дроны сегодня представляют такую же угрозу как СВУ в Ираке 20 лет назад и что США значительно отстают в сфере дронов. Им, также, проводится параллель между историей с машинами MRAP и текущей ситуацией с дронами. По его мнению, сферу БПЛА постигает та же участь, что постигла вышеупомянутые машины, когда из-за нежелания тратить деньги на закупку и разработку, а также из-за бюрократизма Пентагона, данные машины были введены в дело сильно позже, чем это было необходимо. Хирш подчеркивает важность дронов, как неотъемлемой части современного поля боя на примере ВСУ, которые «успешно уничтожили значительное число БТВТ ВС РФ, а также некоторое количество стратегической авиации» при помощи БПЛА.

При этом, несмотря на важность данной сферы, автор отмечает, что Пентагон только-только начал работы в этой сфере. Он приводит мнения офицера резерва США и профессора стратегических исследований в школе передовых методов ведения боевых действий при университете корпуса морской пехоты США Бенджамина Дженсена и директора оборонительной программы центра новой американской защиты Стейси Петтиджона, которые считают, что США очень серьезно отстали в этой сфере и что у США нет производственной базы для дронов, подобных DJI. При этом, как подчеркивает уже Трент Еменекер – подрядчик для одной из программ Пентагона по разработке дронов: «США очень сильно до сих пор полагаются на китайские компоненты для дронов», а качественных американских аналогов попросту нет, так как денег на подобные программы было выделено решительно недостаточно.

Отвечая на вопрос, почему же США так сильно отстали в этой сфере, будучи «мировым золотым стандартом в оборонных инновациях», Хирш приводит мнение бывшего старшего советника Пита Хегстета, Дэна Калдвелла. Он считает, что всему виной возраст генеральского состава так как «генералы всегда сражаются в последнюю войну». По его мнению, в Пентагоне и в генеральском составе ВС США по-прежнему много людей, чей формирующий опыт был в операции «Буря в Пустыне», в Ираке или Афганистане. К тому же, Пентагон традиционно отдает приоритет «главным престижным программа приобретения», таким как Ф-35, ракетная программа «Сентинел» и т.п. Более того, проблеме дронов, по его словам, уделяется слишком мало внимания, несмотря на выделенные огромные ресурсы. Так, в новом бюджете Пентагона, под дроны выделено 179 миллиардов долларов для R&D и различных исследований по БПЛА и автономному оружию, однако, как будет распределяться бюджет, и кто за что будет отвечать – до сих пор неизвестно.

Затем, автор рассматривает еще один аспект отставания – крайне медленное изменение военной доктрины и военного мышления в ВС США. Так, всего месяц назад, в Июле, ВС США провели первый сброс гранаты с дрона. По мнению некоторых экспертов, таких как Дженсен и Екатерина Бондарь, даже огромные суммы денег, выделенные на дроны, дроновая революция недостаточно меняет мышление о фундаментальных путях ведения войны. Так, армия отказывается от существенных изменений в политике в отношении военнослужащих и персонала для формирования специалистов по дронам. При этом, в морском корпусе США, по словам Хирша и различных официальных лиц, мнения которых он приводит, происходит тоже самое. Он также сильно отстает в вопросе применения дронов на современном поле боя. Тем не менее, изменения постепенно происходят. Так, начиная с сентября, программа подготовки морпехов будет обучать размещению БПЛА, а флот планирует размещать рои дронов для защиты Тайваня от потенциального китайского вторжения.

В пятом разделе, Хирш отмечает, что пилотная программа БПЛА «Replicator», которая разрабатывает рои дронов, только начала раскручиваться, хотя была начата еще при администрации Байдена. По словам одного из разработчиков данной программы – Майкла Хоровитца, ей выделили всего 500 миллионов долларов в 2023 году, отдавая предпочтение программа Ф-35 или танкам. Хоровитц, мнение которого автор приводит, считает, что дроны и ИИ будут формировать характер будущей войны и что они становятся неотъемлемой частью войны будущего. Тем не менее, автор подчеркивает, что никто не собирается выигрывать войну одними лишь БПЛА. Майкл Хирш, в дополнение, приводит мнение отставного полковника Энтони Плаффа, который считает, что дроны не являются сложным, дорогим и высокотехнологичным оружием, но что их сила именно в количестве и дешевизне. Приводится и мнение специалиста по безопасности Джойса Хакмеха, который полагает, что «превосходство» Украины в дронах, заключается в том, что они способны «систематически обгонять» РФ в инновационном цикле. Однако, Хирш еще раз отмечает, что Пентагон до сих пор не назначил ответственного за дроны и общую трансформацию ассиметричной войны и что США значительно отстают по темпу и количеству производства дронов в сравнении с Украиной. К тому же, автор цитирует отчет фонда культурного наследия, согласно которому, США не смогут по всем подсчетам выиграть дроновую войну с Китаем. Отдельно автор подчеркивает, что потому, США переходят к оборонительной позиции в отношении дронов, заместо наступательной. По его словам, одним из самых больших проблем для Пентагона в данном вопросе станет ли новая мобилизационная дроновая программа Хегстета проходить через устаревшую программу PPBE (planning, programming, budgeting, execution), которая была создана еще для военного строительства времен Холодной войны, и которая займет годы для обеспечения одобрений для поставщиков дронов.

В конце, автор приводит мнения экспертов, которые считают, что Хегстет должен послать четкий сигнал и приложить усилия для избавления от преград, для того, чтобы данный процесс прошел гладко и быстро.

Полный материал доступен по ссылке.