• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Николай Новик прокомментировал для РБК ПРО влияние роста военных расходов в ЕС на экономику

Заместитель директора центра ИМВЭС НИУ ВШЭ Николай Новик прокомментировал для РБК ПРО влияние роста военных расходов в ЕС на экономику блока

Николай Новик прокомментировал для РБК ПРО влияние роста военных расходов в ЕС на экономику

© Создано в Midjourney URA.RU

Европейский центральный банк оценил эффект от увеличения военных расходов Евросоюза: план на €800 млрд добавит 0,5% к ВВП, но увеличит госдолг на 2 п.п. РБК разбирался, почему дополнительные траты на оборону не принесут Европе большого выигрыша.

Европейский союз (ЕС) запускает масштабную программу военных расходов Readiness 2030 объемом €800 млрд на 2025-2028 годы. Согласно оценкам Европейского центрального банка (ЕЦБ), ее макроэкономический эффект будет ограниченным: увеличение оборонных расходов до 3,5% ВВП к 2028 году приведет к росту реального ВВП лишь на 0,5% при одновременном увеличении госдолга стран ЕС на 2 процентных пункта. Модельные расчеты ЕЦБ показывают, что фискальный мультипликатор оборонных расходов стабильно ниже единицы, что указывает на неполную окупаемость вложений. По подсчетам регулятора, в рамках теоретического сценария рост расходов на 1% ВВП в среднем дает мультипликатор ВВП 0,93 в течение двух лет при росте инфляции на 0,07 процентного пункта, однако результаты значительно варьируются в зависимости от ожиданий частного сектора и структуры расходов. "Фискальный мультипликатор оборонных расходов составляет менее 1, что означает неполную окупаемость вложенных средств", - написали авторы доклада. РБК вместе с экспертами разбирался, какие экономические последствия ждут ЕС от существенного роста оборонных расходов. Как и почему Европа наращивает оборонные расходы В годы холодной войны ежегодные оборонные расходы стран НАТО, куда сегодня входят 23 из 27 стран Евросоюза, как правило, превышали 3% ВВП. Но в начале 1990-х на фоне снижения геополитической напряженности европейские страны стали сокращать траты на поддержание войск и вооружений. Расходы ЕС на оборону достигли минимума в 1,1% совокупного ВВП стран - членов блока в 2014 году. С 1995 по 2015 год доля трат Вашингтона в общем оборонном бюджете НАТО выросла примерно с 60 до 70%, следует из данных Североатлантического альянса. В 2006 году, осознавая растущую проблему неравномерного распределения оборонных расходов, в НАТО договорились установить целевой показатель расходов на оборону для каждого члена альянса в размере не менее 2% ВВП. К настоящему времени две трети членов альянса достигли этого показателя. Перейти к активному наращиванию военных расходов ЕС решил после начала украинского конфликта. В 2024 году расходы на оборону государств-членов достигли €343 млрд (1,9% ВВП), что на 19% выше по сравнению с 2023-м и на 37% - по сравнению с 2021-м. В этом году блок планирует нарастить их до €381 млрд (+11%). Но пока в среднем государства - члены ЕС по-прежнему тратят на оборону меньше, чем США (3,2% от ВВП в 2024 году) или Великобритания (2,3% в 2024 году). Особенно активно ЕС наращивает потенциал оборонной промышленности - благодаря бюджетным инвестициям ее оборот вырос на 28,5% с 2021 по 2023 год. В 2024 году вливания блока в эту отрасль стали рекордными - €106 млрд (+42% к 2023 году). На них пришелся 31% всех оборонных расходов. Тем не менее в плане вооружения блок все еще критически зависит от импорта - "европейская оборонная промышленность характеризуется в основном национальными компаниями, обслуживающими внутренние рынки в относительно небольших объемах", следует из материалов ЕК. Основным поставщиком выступают США. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (СИПРИ), импорт вооружений европейскими членами НАТО более чем удвоился в 2015-2019 годах и 2020-2024 годах, а доля импорта из США выросла с 52 до 64%. "ЕС в значительной степени полагается на США в таких критически важных системах, как противоракетная оборона, авиационные двигатели и беспилотники, где европейские альтернативы зачастую менее развиты в технологическом плане или неконкурентоспособны", - указывает ЕК. В 2025 году у ЕС появился еще один стимул активнее тратиться на оборону: вступив на новый президентский срок, Дональд Трамп неоднократно грозил сократить военную поддержку блока со стороны США. Как заявили в ЕК в мае, продолжение украинского конфликта "наряду с изменением фокуса традиционных союзников и партнеров, таких как США, на другие регионы мира привело к переоценке рисков безопасности, с которыми сталкивается ЕС".

Теккст доступен по ссылке.