• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ядерное противостояние вносит неопределённость в режим контроля над вооружениями

Проведённые в октябре 2025 г. ядерные учения НАТО и России стали демонстрацией растущего недоверия между крупными державами и ускорения их ядерно-политического противостояния. По мнению китайских экспертов, на примере манёвров Steadfast Noon прослеживается стремление НАТО не только подтвердить приверженность расширенному ядерному сдерживанию, но и закрепить военное присутствие США на европейском континенте через механизм Nuclear Sharing. Интенсификация ядерных программ США и России, сопровождаемая разработкой новых боеприпасов и обновлением доктрин, формирует условия для размывания границ между обычной и ядерной войной. Попытки европейских стран добиться «ядерной автономии» в действительности усиливают их зависимость от США и повышают риск военного обострения с Россией, что указывает на противоречие между стратегической риторикой и реальным потенциалом Европы. Частая демонстрация ядерных возможностей ведущими державами ведёт к подрыву международного стратегического доверия и режима контроля над вооружениями, превращая ядерный фактор из инструмента сдерживания в источник системной нестабильности.

Ядерное противостояние вносит неопределённость в режим контроля над вооружениями

© U.S. Navy/ Mass Communication Specialist 1st Class Ronald Gutridge/ Handout via REUTERS

Проведённые в октябре 2025 г. ядерные учения НАТО (Steadfast Noon) и плановые тренировки стратегических ядерных сил России привлекли внимание китайских экспертов, сделавших ряд следующих выводов. Во-первых, учения продемонстрировали решимость стран НАТО укреплять способность к расширенному ядерному сдерживанию. Во-вторых, тренировки стали проявлением геополитического соперничества крупных держав в ядерной сфере. По мнению авторов, данная практика оказывает негативное влияние на и без того сложную и хрупкую международную обстановку в рамках контроля над вооружениями.

НАТО продвигает программу NuclearSharing

Как отмечают авторы, несмотря на неоднократные заявления НАТО о том, что учения не связаны с какими-либо реальными событиями, по факту проведение манёвров началось вскоре после обвинений рядом стран Альянса в отношении России касательно вторжения самолётов в их воздушное пространство. Проанализировав сроки и содержание учений, Ху Гаочэнь и Ван Сюаньи провели параллель с современной напряжённой обстановкой между Россией и Европой и пришли к выводу о наличии у НАТО сигналов в духе программы Nuclear Sharing (подразумевает размещение и хранение ядерного оружия США на европейском континенте).

Противостояние, по словам экспертов, становится всё более отчётливым. Они отмечают постоянное повышение интенсивности ядерных тренировок НАТО под предлогом усиления внешних угроз. Авторы охарактеризовали подробности учений, заключив, что американские F-35A и немецкие Tornado боевые самолёты, которые являются двойным назначением и способны нести тактические ядерные бомбы серии В61, выступают в качестве основного средства выполнения ядерных задач в рамках программы НАТО Nuclear Sharing.

С точки зрения китайских военных аналитиков, отличительной особенностью учений Steadfast Noon выступает не просто вовлечённость многих стран Запада, а тесная увязка механизмов ядерного и неядерного сдерживания. Более того, проводимые манёвры с использованием ряда военных баз в Нидерландах, Бельгии, Великобритании и Дании показали углубление интеграции в северном и арктическом направлениях, что содействует формированию более комплексной стратегической линии давления в сторону России. Кроме того, при условии развития восточного фланга сдерживания (усиление обороноспособности стран Прибалтики, Польши и Румынии) и укрепления механизма упомянутой ранее программы, Альянс сможет сформировать непрерывную оборонительную линию от Балтийского до Чёрного моря и создать единую систему ядерного и неядерного сдерживания.

Интенсификация многостороннего противостояния

Контекст противостояния в рамках учений Steadfast Noon есть ни что иное как стремление крупных держав посылать сигналы готовности к ядерному сдерживанию и наращивания ядерного потенциала. Эксперты отметили, что в последнее время стороны ведут сложное и интенсивное взаимодействие и соперничество по вопросам разработки и размещения ядреного оружия, а также сосредоточены на адаптации ядерной политики.

США ускорили разработку тактического ядерного оружия. В настоящее время они разместили около 105 тактических ядерных бомб на шести европейских базах стран Альянса, а также продолжают продавать истребители F-35A союзникам для содействия модернизации своей системы ядерного боевого оснащения. Более того, США опередили план, начав на год раньше производство тактической ядерной бомба B61-13. Авторы дали следующую характеристику: новые боеприпасы – помимо сохранения регулируемой мощности – обладают низким уровнем радиоактивного загрязнения и коротким периодом полураспада. Это даёт новые возможности США в области политики ядерного сдерживания, делает границы между ядерными и неядерными сценариями войны всё более размытыми.

Россия, в свою очередь, провела ядерные учения и обновила ядерную доктрину. В 2024 г. Россия обновила «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», как пишут эксперты, важным следствием стало снижение порога применения ядерного оружия. Так, развитие российских ядерных сил укрепляет фундамент национальной безопасности и сдерживает Запад от резких шагов, однако в то же время усиливает конфронтацию между сторонами.

Параллельно, столкнувшись с сигналами ядерного сдерживания со стороны России и неопределённостью американской ядерной политики, европейские страны стремятся к автономному усилению собственного потенциала в этой области, чтобы повысить систему региональной безопасности. Европейские ядерные державы, Франция и Великобритания, наращивают ядерные возможности: Париж заявляет о готовности поделиться «ядерным зонтиком» с союзниками, а Лондон ускоряет строительство подлодок класса Dreadnought. Тогда как неядерные страны Европы, особенно Германия, стремятся укрепить безопасность за счёт ядерных гарантий и продвигают идею общеевропейского диалога в рамках программы Nuclear Sharing. Тем не менее европейские страны-участники Альянса в попытке достичь ядерной независимости сталкиваются с множеством проблем, включая финансовые, технологические и политические. Вместе с этим ядерный механизм НАТО, находящийся под руководством США не может претерпеть существенных изменений усилиями отдельных стран. Стремление Европы укрепить свои ядерные возможности в результате только усиливает стратегическое противостояние с Россией и делает систему европейской безопасности ещё более уязвимой.

Подрыв международного стратегического доверия

По мнению экспертов, частая демонстрация сигналов ядерного сдерживания со стороны держав приводит к снижению уровня международного доверия и повышению роли ядерного оружия в обеспечении региональной и национальной безопасности, оказывая постоянное негативное влияние на международную систему контроля над вооружениями. Такая тенденция может спровоцировать масштабную гонку ядерных вооружений. Проведение плановых и оборонительных мер воспринимается как провокация и угроза, резко сокращая пространство для диалога и укрепления доверия в кризисных ситуациях. При этом европейские страны вынуждены искать способы защиты, полагаясь на крупные державы, соглашаясь на размещение их ядерных средств, что также приводит к повышению риска возникновения региональных ядерных конфликтов.

Авторы, ссылаясь на исторический опыт, прокомментировали, что укрепление передового ядерного оружия всегда выступало одним из инструментов давления США на Россию. Тем не менее практика подобных учений, проводимых вблизи границ противника, как Steadfast Noon, может привести к ошибочным прогнозам, непреднамеренной эскалации. Авторы опасаются, что постоянная отработка возможности нанесения точечных ядерных ударов малой мощности может быть направлена не только по отношению к России, но и другим регионам, включая Ближний Восток. Эксперты приходят к выводу, что в настоящее время глобальная система ядерного контроля переживает глубокий кризис, где перспективы ДВЗЯИ остаются неопределёнными, а продление СНВ-3 – маловероятным. Таким образом, ядерное соперничество крупных держав серьёзно подрывает авторитет и эффективность международного режима контроля над вооружениями, что ставит мировое сообщество перед всё более сложной и опасной ситуацией в сфере ядерной безопасности.

Полная информация по ссылке.