Логика США против логики Китая: кто управляет рисками в Южно-Китайском море
Обозреватель китайского Института Grandview Лю Линь в своем докладе представляет сравнительный анализ подходов США и Китая к проблеме Южно-Китайского моря, утверждая, что Вашингтон действует из «логики конкуренции», провоцируя напряженность, в то время как Пекин придерживается «логики контроля над рисками», стремясь к стабильности
В докладе представлен сравнительный анализ подходов Китая и США к проблеме Южно-Китайского моря (ЮКМ), в основе которого лежит различие в логике действий двух держав. Автор утверждает, что политика США подчинена «логике конкуренции», а Китая – «логике контроля над рисками». Такое разделение позволяет представить действия Вашингтона как основной источник дестабилизации в регионе, в то время как политика Пекина описывается как оборонительная и направленная на предотвращение эскалации.
Политика США в ЮКМ полностью подчинена цели сохранения своего регионального лидерства и сдерживания Китая. Эта стратегия реализуется через укрепление системы альянсов, в частности через создание трехстороннего механизма с Японией и Филиппинами, и оказание безоговорочной поддержки Маниле, что, по мнению автора, лишь поощряет ее на более рискованные действия. Вашингтон также наращивает военное присутствие, получает доступ к новым базам и проводит частые операции по обеспечению свободы судоходства (FONOPs) для оспаривания морских претензий КНР. Наконец, США используют международное право и решение арбитража 2016 года как политический инструмент для делегитимизации позиции Китая. Автор приходит к выводу, что для США конкуренция имеет более высокий приоритет, чем управление рисками, что делает их политику главным фактором эскалации.
Китай, напротив, как прибрежное государство, исходит из логики контроля над рисками, стремясь не допустить перерастания споров в полномасштабный конфликт, но при этом твердо отстаивая свои суверенные права. Его подход двухуровневый: управление спорами с другими странами-претендентами (Филиппинами, Вьетнамом) через двусторонние каналы и продвижение переговоров с АСЕАН о Кодексе поведения в ЮКМ; и управление отношениями с США через создание надежных каналов связи между военными для предотвращения просчетов. Для утверждения своего суверенитета Китай активно использует силы Береговой охраны, чьи действия «ниже порога» войны (например, применение водометов) позволяют избегать прямой военной конфронтации.
В заключении автор подчеркивает, что фундаментальное различие подходов обусловлено разными стартовыми позициями: США действуют как внешняя сила, сфокусированная на глобальной конкуренции, а Китай – как прибрежное государство, заинтересованное в стабильности «ближнего зарубежья». Наибольшую опасность представляет не сама конкуренция, а отсутствие у США эффективных механизмов контроля над рисками. Доклад завершается призывом к Вашингтону проявлять сдержанность, а к обеим сторонам – выстраивать надежные каналы коммуникации во избежание конфликта.
Доклад представляет собой классический образец китайского стратегического нарратива, в котором выстраивается четкая дихотомия: агрессивная «логика конкуренции» США противопоставляется оборонительной «логике контроля над рисками» Китая. Этот аналитический прием позволяет автору представить любые действия Пекина, включая маневры Береговой охраны, как взвешенные и направленные на предотвращение эскалации. В то же время все шаги Вашингтона, включая апелляции к международному праву, трактуются исключительно как провокации с целью сохранения гегемонии. Ценность данного материала не в его объективности, а в том, как он демонстрирует официальную китайскую интерпретацию событий: всю ответственность за рост напряженности Пекин возлагает на США, позиционируя себя в качестве конструктивной силы, стремящейся к предсказуемости и стабильности.
Подробнее по ссылке.