Проблемы и перспективы AUKUS при Д. Трампе
Материал отмечает положительный тренд в отношении продолжения сотрудничества в рамках AUKUS. Для Австралии, которая намерена увеличить свою роль в системе безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, важно довести проект до логичного завершения, это подтверждает политическая приверженность сотрудничеству в трехстороннем формате даже в условиях высоких расходов на реализацию программы. Вместе с этим автор не воспринимает всерьез заявления КНР о последствиях для региональной системы безопасности, особенно в части рисков «гонки вооружений» в регионе.

Фрэнк Роуз – президент компании Chevalier Strategic Advisors, занимавший должности первого заместителя администратора Национального управления ядерной безопасности (2021–2024) и помощника государственного секретаря США по контролю над вооружениями (2014–2017), принимавший участие в реализации проекта AUKUS, в своем лонгриде для издания The Interpreter (Институт Лоуи) рассуждает о реализации соглашения после возвращения Д. Трампа в Белый дом.
Согласно оценкам Разведывательного сообщества США, КНР расширяет свое военное влияние в Восточной Азии, постепенно вытесняя США и сокращая их влияние в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). В этом контексте партнерство Австралии, Великобритании и США (AUKUS), сосредоточенное на разработке атомных подводных лодок и передовых технологий, включая искусственный интеллект, инструменты для операций в киберпространстве и различные автономные системы, может стать ключевым элементом стратегии Запада по противодействию растущему военному присутствию Китая.
Эксперт отмечает, что потенциальный военный конфликт с КНР будет преимущественно проходить в морском и воздушном пространствах, что делает особенно актуальным появление у Австралии подводных лодок, оснащенных современными американскими и британскими реакторами. На данный момент планируется, что Австралия получит до восьми АПЛ, которые увеличат оперативный потенциал для проведения интенсивных и длительных операций в спорных водах. Прежде всего речь идет о противодействии КНР в Южно-Китайском море.
Автор считает, что с момента подписания соглашения Китай начал вести активную дипломатическую компанию, направленную на срыв и дискредитацию соглашения. Акцент делался на рисках нарушения ДНЯО, увеличении риска региональной «гонки вооружений» и дестабилизации геополитической ситуации в ЮВА. Исходя из этого эксперт делает вывод, что подобные действия со стороны КНР доказывают, что AUKUS представляет серьезный противовес растущей морской мощи Китая.
Автор также выделяет ряд проблем, связанных с реализацией AUKUS в настоящий момент. Во-первых, речь об ограниченном опыте Австралии в области ядерных технологий. Страна располагает одним ядерным реактором, используемым для исследовательских целей, и не имела опыта эксплуатации АПЛ. Это говорит об ограниченности технической базы и кадрового резерва для обслуживания АПЛ. Для решения данной проблемы Австралия направила своих военнослужащих в Школу ядерной энергетики ВМС США в Чарльстоне, некоторые из них уже служат на подводных лодках класса «Вирджиния» для получения соответствующих компетенций. Во-вторых, ключевым «узким местом» проекта остаются мощности судостроительных верфей США. По плану США продадут Австралии три подводных лодки класса «Вирджиния» в 2030-х годах в качестве промежуточного шага до ввода в эксплуатацию АПЛ класса «SSN-AUKUS», которые будут построены уже в Австралии в 2040-х годах. Однако, в настоящий момент промышленная база США способна производить только 1,2 подводные лодки в год, а для удовлетворения внутренних потребностей США и реализации планов AUKUS, необходимо выйти на показатель в 2,3 лодки в год. На данном направлении также ведется активная работа. США расширяют штат специалистов и предпринимают усилия по модернизации судостроительных предприятий, а Австралия взяла на себя обязательства по инвестициям в промышленную базу США. Однако, на данный момент неясно, позволят ли эти усилия реализовать планы в срок.
Несмотря на опасения относительно устойчивости политической поддержки соглашения со стороны США после возвращения Д. Трампа в Белый дом, США не отказались от выполнения своих обязательств по AUKUS в условиях дефицита производства подводных лодок. Можно сказать, что AUKUS соответствует ключевым столпам политики Д. Трампа, так как позволяет разделить бремя расходов между союзниками, способствует созданию рабочих мест в США и привлекает инвестиции в промышленную базу США. Таким образом AUKUS должен естественным образом встроиться в политическую программу «Америка прежде всего». Автор отмечает, что Австралия могла бы рассмотреть возможность присвоения своей первой подводной лодке класса «Вирджиния» имени HMAS Donald J. Trump, чтобы показать значимость соглашения AUKUS.
Фрэнк Роуз завершает свою статью тезисом о том, что AUKUS представляет собой одно из самых важных достижений в военном сотрудничестве со времен окончания холодной войны. Соглашение позволяет усилить сдерживание в ИТР, уравновесить военно-морские возможности КНР и восстановить оборонно-промышленный потенциал США и Австралии. Несмотря на то, что программа сталкивается со значительными вызовами, стратегические преимущества значительно превышают риски. И в итоге данный проект будет определять региональный баланс сил на десятилетия вперед.
Подробнее в материала по ссылке.
