«Война в серой зоне»: тайный сговор Пакистана и Китая
Институционализированное взаимодействие Китая и Пакистана в «серой зоне», включающее координацию киберопераций, дезинформационных кампаний, «правовой войны» (lawfare) и применения БПЛА используется для давления на Индию без перехода к открытому столкновению. Для Индии же характерна фрагментарность и недоразработанность доктринальной составляющей оборонной стратегии, а также недостаток внимания к направлению гибридных войн. Несмотря на наличие отдельных институтов, в стране отсутствует единая командная рамка для противодействия гибридным угрозам, преобладает реактивный подход, а ключевые сферы – кибербезопасность, РЭБ, ИПСО и космос – слабо интегрированы. Кроме того, проблемы ведения войны в «серой зоне» чрезвычайно актуальны для РФ, вовлечённой в конфликт на Украине и в длительную «подпороговую» конфронтацию со странами Запада.
Война в «серой зоне» (GZW) – это пространство между миром и открытым конфликтом, в котором государства преследуют стратегические цели с помощью двусмысленных и отрицаемых средств, таких как кибератаки, экономическое принуждение и дезинформация, намеренно избегая эскалации, которая могла бы спровоцировать конвенциональный военный ответ. Как отмечает автор, эта концепция перекликается еще с древнеиндийской стратегической философией, в частности с трактатом Каутильи «Артхашастра» (IV в. до н.э.), где описывается «Тушним Юддха» («тихая война»). В отличие от традиционной войны, она ведется скрытно, с помощью шпионажа, обмана и саботажа, чтобы ослабить противника без прямого столкновения.
Стратегическая привлекательность войны в «серой зоне»
В эпоху после холодной войны геополитические конфликты сместились в «подпороговую» область – неоднозначное пространство между миром и войной. По мнению автора, государства, подобные Пакистану и Китаю, предпочитают войну в «серой зоне», поскольку она позволяет достигать стратегических целей, не опасаясь последствий, и эксплуатирует приверженность демократических стран, таких как Индия, моральным и правовым нормам.
Война в «серой зоне» обладает четырьмя ключевыми характеристиками, которые делают её привлекательной:
- Возможность отрицания и двусмысленность. Это самая привлекательная черта, позволяющая государствам инициировать кибератаки или поддерживать прокси-силы, а затем отрицать свою причастность, что предотвращает ответные действия. Примерами служат поддержка Пакистаном террористических групп в Кашмире и неотслеживаемые кибероперации Китая.
- Экономическая эффективность и асимметрия. Тактики «серой зоны» не требуют значительных инвестиций по сравнению с полномасштабной войной. Например, недорогие беспилотники, используемые Пакистаном для переброски оружия, могут иметь стратегический эффект при минимальных затратах. Аналогично, Китай использует рыболовные флотилии в Южно-Китайском море для утверждения своих претензий, избегая прямого военного столкновения.
- Правдоподобная легитимность и правовые «серые зоны». Такие операции используют пробелы в международном праве, что затрудняет ответные действия. Кампании по дезинформации, направленные на дестабилизацию, могут маскироваться под «правозащитную деятельность», что усложняет реакцию на международных площадках.
- Психологическая война и подрыв изнутри. GZW направлена на подрыв стабильности внутри страны-цели путем использования её внутренних разногласий – этнических, религиозных или идеологических. Это особенно актуально для Индии с её многообразным обществом, где противники часто пытаются использовать внутренние линии разлома с помощью фейковых новостей и дезинформации.
Война в «серой зоне» между Индией и Пакистаном
Конфликт между Индией и Пакистаном все больше смещается из области конвенциональных войн в сферу скрытых, субконвенциональных конфликтов. Война в «серой зоне» со стороны Пакистана носит не эпизодический, а структурный характер. Гибридная стратегия Пакистана сочетает кинетическое и некинетическое давление, бросая вызов конвенциональному военному превосходству Индии. Исламабад активно использует негосударственных акторов, дезинформацию, асимметричные методы и низкозатратные технологии для подрыва безопасности Индии, не провоцируя полномасштабной войны.
В статье выделяются три ключевые тактики, применяемые Пакистаном:
- Терроризм как стратегический инструмент. На протяжении десятилетий пакистанская разведка (ISI) использует терроризм как инструмент государственной политики. Путем финансирования кашмирских повстанческих групп, трансграничных вторжений и городских террористических ячеек Пакистан ведет непрерывное наступление в «серой зоне». Эта стратегия позволяет создавать постоянную напряженность, сохраняя при этом возможность отрицания своей причастности для снижения международных дипломатических издержек.
- Пропаганда и психологическая война. Пакистан использует государственные и прокси-медиа для распространения антииндийских нарративов. Через социальные сети, YouTube-каналы и фейковые сайты распространяется дезинформация о нарушениях прав человека в Кашмире с целью подорвать позитивный имидж Индии и усилить внутренние разногласия. Например, после отмены статьи 370 в 2019 году Пакистан развернул цифровые кампании с использованием ботов и лидеров мнений для искусственного раздувания масштабов протестов. Также применяются дипфейки и онлайн-вербовка джихадистов.
- Война с использованием беспилотников. С 2020 года Индия фиксирует резкий рост числа вторжений беспилотников со стороны Пакистана вдоль границ в Пенджабе и Джамму. Эти БПЛА используются для сброса оружия, взрывчатки, наркотиков и фальшивых денег. В отличие от артиллерийских обстрелов, дроны обеспечивают скрытность, точность и возможность отрицания причастности при низкой стоимости. В июне 2021 года с помощью беспилотников была совершена первая в истории атака на индийскую военную базу в Джамму. Примечательно, что только в 2022 году было зафиксировано более 300 пролетов БПЛА, многие из которых несли компоненты китайского происхождения. Это слияние намерений Пакистана и технологической поддержки Китая является типичным примером сговора в «серой зоне».
Связка Китай-Пакистан в войне в «серой зоне»
По мнению автора, стратегическое партнерство между Китаем и Пакистаном эволюционировало от традиционной военной поддержки до полномасштабной сговорной угрозы в «серой зоне». Их сотрудничество вышло за рамки формальных военных связей и превратилось в многоуровневый сговор, направленный на истощение, отвлечение и дестабилизацию Индии посредством постепенного принуждения. Как отмечает автор, в этом тандеме Пакистан выступает в роли «регионального нарушителя спокойствия», а Китай – в роли «технологического и финансового пособника». Вместе они создают синхронизированную двойную угрозу, действуя скоординировано в киберпространстве, проводя операции по цифровому влиянию и распространяя дезинформацию для дестабилизации индийской демократии и безопасности.
С точки зрения автора данный сговор носит не эпизодический, а институционализированный и многосторонний характер. Он подкрепляется регулярными совместными военными учениями, альянсами в сфере кибершпионажа и обменом разведданными в реальном времени. Китай рассматривает Пакистан как прокси-силу для сковывания индийских войск на западном фронте. Пекин активно вооружает Исламабад передовыми технологиями, которые формируют основу их совместных операций:
- В космосе и навигации. Китайская спутниковая система BeiDou предоставляет Пакистану защищенные навигационные данные, что дает ему преимущество в наведении БПЛА и проведении пограничных операций. Космическое сотрудничество через спутники, такие как PakTES-1A и PAKSAT-MM1, поддерживает скоординированную разведку вдоль индийских границ.
- В киберпространстве. Китай проводит обучение пакистанских хакеров, которые осуществляют атаки на индийские аналитические центры (например, MP-IDSA), СМИ и военные объекты. Примером служат скоординированные атаки на индийские электросети и банковские системы в 2024 году, в которых участвовали связанные с Китаем киберподразделения и пакистанские спецслужбы.
- В сфере вооружений. Пекин поставляет Пакистану технологии двойного назначения, включая ударные дроны (CH-4), системы РЭБ и средства радиоэлектронной разведки (SIGINT). Разведка по открытым источникам подтверждает, что оружие и технологии китайского происхождения обнаруживаются у пакистанских прокси-группировок в Кашмире.
Ключевым элементом китайско-пакистанского сговора является систематическое установление контроля Китая над цифровой инфраструктурой Пакистана. С помощью проектов в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC), таких как прокладка оптоволоконных кабелей компанией Huawei, Китай создает альтернативный, подконтрольный ему маршрут интернет-трафика. Это позволяет Пекину осуществлять слежку и фильтрацию данных в регионе. Кроме того, китайские госкомпании, например, China Mobile, расширяют сети 4G в оккупированных Пакистаном Кашмире и Гилгит-Балтистане, тем самым укрепляя цифровой контроль Пекина над этими стратегически важными территориями.
Эта технологическая база используется для ведения совместной информационной войны. Китай и Пакистан проводят пропагандистские операции в реальном времени, используя дипфейки на основе ИИ, манипуляции в социальных сетях и прокси-НПО для искажения нарративов о выборах в Индии, ее экономической политике и ситуации в Кашмире. Данные усилия направлены на ослабление общественного доверия к демократическим институтам Индии и разжигание внутренней розни.
Потенциал Индии в «серой зоне»: успехи и недостатки
Автор отмечает, что подход Индии к войне в «серой зоне» эволюционирует от традиционной сдержанности к активному развитию некинетических и асимметричных возможностей. Страна осознает необходимость киберсдерживания, информационного доминирования и скрытого влияния. Для этого созданы такие институты, как Группа реагирования на компьютерные инциденты (CERT-In), Национальная организация технических исследований (NTRO) и Агентство киберобороны (DCyA). Развиваются возможности в космосе и радиоэлектронной борьбе (РЭБ), хотя они все еще уступают потенциалу «противников».
В области информационных операций Индия также наращивает свой потенциал: в 2021 году были приняты правила для регулирования социальных сетей и цифрового контента, а вооруженные силы создали специальные подразделения для противодействия психологическим операциям. Новые военные доктрины, такие как Доктрина сухопутных войск (2018) и Объединенная доктрина по операциям в киберпространстве (2024), отражают сдвиг от реактивной к проактивной стратегии.
Несмотря на эти шаги, готовность Индии остается фрагментированной и преимущественно реактивной. Автор выделяет ряд серьезных недостатков:
- Слабый наступательный потенциал. В отличие от китайских «кибер-ополченцев» или пакистанской хакерской группы APT36, Индия не имеет единой стратегии ведения наступательных киберопераций. Национальная политика кибербезопасности от 2013 года устарела и требует пересмотра в свете новых угроз, таких как ИИ и квантовые вычисления.
- Уязвимость инфраструктуры. Критически важная инфраструктура Индии остается уязвимой. Пограничное наблюдение, особенно для обнаружения и подавления беспилотников, является недостаточным. Индия также отстает от Китая в технологиях космического наблюдения.
- Недостатки в информационной войне. Индия с трудом противостоит психологическим операциям противников. Ее цифровые кампании влияния лишены лингвистической и культурной глубины, а официальные СМИ слишком формальны, чтобы эффективно опровергать изощренные вражеские нарративы.
- Отсутствие интеграции. В стране нет единого командования или доктрины для операций в «серой зоне», что ограничивает синергию между различными ведомствами. Индии не хватает интегрированной силовой структуры, подобной Силам стратегической поддержки Китая (SSF) или гибридным подразделениям Пакистана под руководством ISI.
Рекомендации: укрепление устойчивости Индии
Для противодействия сговору Китая и Пакистана Индии необходимо перейти от реактивной к проактивной стратегической позиции. Это позволит повысить издержки для агрессоров и укрепить стратегическую автономию страны. Автор предлагает четыре ключевые меры:
- Создать Единое командование по ведению войны в «серой зоне». Необходимо сформировать специальную структуру, которая объединит под единым оперативным управлением возможности в киберпространстве, космосе, разведке, а также психологические и радиоэлектронные операции.
- Принять Единую доктрину «серой зоны». Следует опубликовать и внедрить официальную доктрину, которая бы четко определяла «красные линии», протоколы ответных действий и стратегии комплексного сдерживания.
- Сформировать Подразделение информационных войн. В составе вооруженных сил необходимо создать специальное подразделение по образцу Киберкомандования США. Разведывательные службы должны быть оснащены аналитическими инструментами на основе ИИ для мониторинга иностранной дезинформации в реальном времени.
- Расширять международное сотрудничество. Индия должна активно привлекать внимание к китайско-пакистанскому сговору на международных площадках, таких как ООН, ФАТФ и QUAD.
Заключение
В заключение автор подчеркивает, что ландшафт безопасности Индии сегодня формируется не конвенциональными войнами, а непрекращающимся конфликтом в «серой зоне». Постоянная прокси-война со стороны Пакистана и высокотехнологичная поддержка со стороны Китая создают гибридную угрозу, цель которой – держать Индию в состоянии стратегического отвлечения и истощения».
Хотя Индия закладывает основу для сдерживания, одних лишь инвестиций в технологии недостаточно. Для эффективного ответа стране необходимы целостная доктрина, институциональная интеграция и упреждающая стратегическая культура. Успех Индии зависит от ее способности трансформироваться из реактивной державы в активного формирователя среды в «серой зоне» – такого, который навязывает издержки противникам, защищает национальные интересы ниже порога войны и возглавляет глобальный диалог о нормах субконвенциональных конфликтов.
Оригинальный материал доступен по ссылке.