Гражданско-военное слияние для усиления экосистемы военной подготовки в Индии
Работа посвящена фундаментальной проблеме, стоящей перед современными вооруженными силами: как подготовить «человеческий элемент» к новой «Революции в военном деле» (RMA), вызванной прорывными технологиями. Анализируя указанную проблему в отношении ВС Индии, делается вывод о том, что традиционная «изолированность» индийской военной системы, исторически сложившаяся в рамках демократических рамок, стала прямым препятствием для модернизации. Прорывные технологии сегодня в основном развиваются в гражданском секторе, но не могут эффективно проникнуть в систему военной подготовки из-за этих барьеров

В качестве решения автор предлагает «гражданско-военное слияние» (CMF), но с важным отличием. В то время как Китай и США используют CMF для разработки оружия, Индии предлагается сделать фокус на трансформации системы подготовки кадров. Для этого предлагаются весьма радикальные для Индии институциональные реформы: от принуждения гражданских вузов к обучению военных через специальный «Закон о расширении прав и возможностей в сфере обороны» до создания сети «Исследовательских центров, аффилированных с университетами». Автор реалистично оценивает и главные препятствия, которые носят не столько финансовый, сколько культурный характер. Укоренившаяся взаимная подозрительность и проблемы с «конфиденциальностью» в военных сетях являются серьезными тормозами.
В целом данный материал представляет особый интерес, поскольку в нем представлен не-западный (индийский) подход к решению проблемы, остро стоящей и перед РФ: как преодолеть ведомственные барьеры между консервативной военной машиной и динамичным гражданским технологическим сектором. Описанные в статье вызовы (необходимость в ИИ-симуляторах, совместных учениях с гражданскими инженерами) прямо перекликаются с российским опытом. Идеи Индии по созданию выделенных кадровых («оборонные гражданские», освобожденные от ротации) и институциональных («CAFTRAP») мостов между МО и ИТ-сектором заслуживают самого пристального изучения.
Появление прорывных технологий, таких как ИИ, беспилотники и квантовые коммуникации, трансформирует поля сражений и вызывает новую волну «Революции в военном деле» (Revolution in Military Affairs, RMA), что хорошо заметно в конфликтах на Украине и между Израилем и ХАМАС. Автор определяет RMA, используя определение Крепиневича (1994), как «применение новых технологий... в сочетании с инновационными оперативными концепциями и организационной адаптацией». В то время как большинство исследований было сосредоточено на технологиях и тактике, вопрос о том, как подготовить «человеческий элемент», т.е. улучшить парадигмы обучения, остался в значительной степени неизученным. Эта статья утверждает, что текущая волна RMA требует эволюции в парадигме военной подготовки.
Концептуальные пробелы
Во всем мире, включая Индию, демократические рамки создают структурное и экзистенциальное разделение между военными и гражданским обществом. Одной из областей, где этот разрыв проявляется наиболее остро, является подготовка кадров. Большинство военных учебных заведений Индии функционируют как самодостаточные академические анклавы, и более глубокое взаимодействие с гражданскими лицами не институционализировано. Традиционно военная экосистема обучения была изолированной, поскольку роли военных редко пересекались с гражданской сферой. Однако распространение прорывных технологий (ИИ, робототехника, Big Data), многие из которых уже находятся на зрелой стадии в гражданских академических кругах или частных фирмах, требует пересмотра этой «изолированности».
Понимание гражданско-военного слияния
Гражданско-военное слияние (Civil-Military Fusion, CMF) – это «конвергенция военных и гражданских ресурсов и систем для максимизации способности нации выражать свою совокупную национальную мощь». Эта концепция впервые получила известность в Китае в 1980-х годах. Успех Китая заставил другие страны, в частности США, внедрять CMF в свои структуры безопасности. Однако в большинстве стран CMF в основном было сосредоточено на ускорении разработки технологий для их превращения в оружие. Институциональные стратегии, необходимые для внедрения CMF в обучение, сильно отличаются от тех, что нужны для CMF в разработке.
Определение направлений усилий: CMF для обучения
Сложность современной войны требует, чтобы обучение было более практичным и реалистичным. Для этого CMF будет включать усилия по трем взаимосвязанным направлениям: создание институциональных связей между гражданскими и военными учреждениями; разработка вспомогательной технической инфраструктуры, такой как симуляторы и AR/VR; и внедрение новых методов и практик, разработанных совместно с научными кругами и частным сектором .
Потенциальные направления для CMF в парадигме обучения
Автор выделяет несколько ключевых областей. Необходимо использовать опыт гражданских академических кругов Индии (IIT, JNU), а также задействовать динамично развивающуюся экосистему Edtech-стартапов. Данный подход потребует создания передовой учебной инфраструктуры, что, в свою очередь, заставит вооруженные силы пересмотреть свое отношение к использованию Интернета, которое исторически было негативным из-за соображений безопасности. Кроме того, предлагается реформировать состав рабочей силы, используя «оборонных гражданских лиц» для выполнения трудоемких задач по разработке технологий. Наконец, необходимо расширить сферу CMF для совместного обучения. В настоящее время первый раз, когда большое количество гражданских и военных чиновников тренируются вместе, - это Национальный оборонный колледж (NDC), что происходит слишком поздно в карьере (после 25 лет службы).
Рекомендации
Статья предлагает 8 основных рекомендаций. Во-первых, предлагается принять «Закон об расширении прав и возможностей в сфере обороны» (Defence Empowerment Bill). Этот закон должен обязать все государственные учебные заведения выделять квоты для военнослужащих и создать «Исследовательские центры, аффилированные с университетами» (UARCs) для совместных исследований, что снизит зависимость от DRDO (Организация оборонных исследований и разработок в Индии, отвечающая за развитие военных технологий). Во-вторых, рекомендуется создать гибкие возможности, такие как "Кафедра выдающихся достижений", для привлечения ведущих гражданских ученых на короткие сроки (2-3 года) в оборонные учебные заведения. В-третьих, предлагается, чтобы МО Индии спонсировало обучение талантливых студентов в вузах с условием их последующей службы в качестве "оборонных гражданских лиц" в течение 10 (+4) лет, что позволит им развить "вертикальную экспертизу" в технологиях, поскольку они будут изолированы от обязательных военных ротаций .
Четвертая рекомендация – усилить "Красные силы" (Red Force), то есть подразделения, имитирующие противника, за счет привлечения гражданских экспертов и активного использования ИИ. Автор приводит в пример Китай, где система ИИ "CASIA Prophet 1.0" уже в 2017 году победила все человеческие команды в варгейминге. В-пятых, необходимо улучшить профессиональное военное образование (PME), используя гражданские университеты (такие как JNU и RRU) для проведения коротких курсов для офицеров, отобранных на должности военных атташе или для миротворческих миссий ООН.
Шестая, и наиболее комплексная, рекомендация касается создания передовых учебных пособий. Для этого необходимо инвестировать в «Единое учебное облако» (Joint Training Cloud) – безопасную, отечественную интернет-платформу для обучения. Для управления этим процессом предлагается создать новое межведомственное агентство CAFTRAP (Центр по производству учебных пособий для вооруженных сил). Это агентство должно выстраивать прочные связи с частными Edtech-фирмами, работая с ними не просто как с "вендорами", а "внедряя" свой персонал в их команды на время проектов для совместной разработки.
Наконец, седьмая и восьмая рекомендации призывают к усилению совместного обучения гражданских и военных: ввести общие модули в экзамены, организовать короткие взаимные стажировки (1-2 недели) и поручить новому агентству CAFTRAP административные функции по организации хакатонов и ведению базы данных гражданских экспертов.
Предостережения и заключение
Автор признает наличие потенциальных уязвимостей. К ним относятся нехватка человеческого капитала (технических специалистов), а также риск публичной критики, поскольку CMF увеличит зависимость от гражданских лиц, которые могут публично критиковать вооруженные силы, что «противоречит этосу» военных. Также отмечаются трудности в достижении синергии, различные требования у каждого вида вооруженных сил и серьезные проблемы с конфиденциальностью при раскрытии секретной информации гражданским коллегам.
Войны будущего потребуют общенационального подхода. Концепции, подобные китайской «неограниченной войне», охватывают весь невоенный спектр (политический, экономический, технологический). По мнению автора, пришло время, чтобы аналогичная «общенациональная» стратегия была включена в процессы военной подготовки в Индии.
Материал доступен по ссылке.
