НАТО и ЕС против российского саботажа на море

Автор начинает рассматривать проблему гибридных угроз со стороны России на Балтике с введения Евросоюзом санкций против 444 судов «теневого флота», на который, как он отмечает, приходится 70% всего морского экспорта российской нефти. По мнению исследователя, эта мера должна сократить военные доходы России, а также снизить ее возможности по разведке и организации диверсий, которые, как считает Ф. Брыйка, также обеспечивают попавшие под санкции суда.
Далее исследователь указывает, как еще в начале 2025 года НАТО запустила миссию Baltic Sentry для повышения защиты критических важной инфраструктуры на Балтике с использованием эсминцев, фрегатов, патрульных самолётов и подводных дронов. Кроме того, автор отмечает, как в альянсе создаются новые институты: в Германии — штаб оперативной группы «Балтика» и оперативная группа X, целью которой является борьбы с подводными угрозами, в Великобритании — Морской центр защиты критически важной подводной инфраструктуры, а при штаб-квартире НАТО в Бельгии — Координационная группа по критически важной инфраструктуре подводных лодок. Также Ф. Брыйка отмечает, как усиливается координация НАТО и ЕС по рассматриваемой проблематике: инициируется совместная рабочая группа по вопросам устойчивости и критически важной инфраструктуре, хотя ее задачей становится лишь выработка рекомендаций.
В разделе, посвящённом деятельности отдельных стран по повышению безопасности на море, аналитик приводит примеры работы Польши, Финляндии, Эстонии, Швеции, Дании и Норвегии по усилении морской пограничной охраны, мониторингу ситуации в территориальных водах и исключительных экономических зонах. Отдельно рассказывается о проверках танкеров, которые подозреваются в диверсиях. При этом автор отмечает, что подобные проверки практически никогда не приводили к задержанию судов, но оправдывает их ссылкой на международное право (Конвенцию о защите подводных кабелей 1884 года и Конвенцию ООН по морскому праву), угрозами экологической ситуации региона и даже «нанесением ущерба морскому культурному наследию».
Ф. Брыйка утверждает, что уже сейчас на фоне этих проверок Россия перешла к эскалации напряженности на Балтике. Он обвиняет ее в нарушении воздушного пространства Эстонии, связывая это с задержанием эстонскими властями танкера Jaguar. При этом указывается, что Россия, планируя атаки на морскую инфраструктуру, использует китайскую тактику по повреждению подводных кабелей и трубопроводов. По мнению автора, российское руководство также способно нападать на критически важную инфраструктуру или по крайней мере разведывать ее с помощью беспилотников, исследовательских и рыболовецких судов и гражданских яхт. Наконец, утверждается, что уже во время учений «Запад-25» Россия готовилась к осуществлению морских диверсионных операций против НАТО.
Подробнее по ссылке.
В заключении автор подчеркивает, что меры НАТО и ЕС по противодействию деятельности России на Балтике остаются недостаточными, особенно при условии дальнейшей эскалации напряженности и активного использования беспилотников. Ф. Брыйка утверждает, что можно ожидать новых провокаций, которые якобы осуществляются, чтобы удержать США от поставок Украине крылатых ракет Tomahawk. Для укрепления безопасности на Балтике в статье предлагается укреплять «сотрудничество с частным сектором в области обмена информацией, обеспечения физической защиты критически важной инфраструктуры и совместного реагирования на инциденты». Приоритетами Польши в связи с этим он называет продолжение модернизации военно-морских сил, укрепление разведывательных возможностей на море с помощью беспилотников, четкое разграничение обязанностей по защите критически важной морской инфраструктуры между военными, пограничниками и частными сектором.