Индийские полупроводниковые амбиции и глобальная конкурентоспособность: противостояние вызовам со стороны Китая

Исследование отражает важную тему развития полупроводниковой промышленности в Индии, которая зачастую ускользает из внимания в условиях активного развития микроэлектроники в Китае и американо-китайской технологической гонки. По итогам анализа делается ряд выводов, отражающих неоднозначный характер взаимодействия между глобальными игроками на рынке. Китай не только доминирует в поставках критического сырья (98% галлия), но и, отвечая на санкции США, успешно захватывает мировой рынок "зрелых" (legacy) чипов. Делается вывод о том, что индийские возможности на текущий момент связаны со значительным кадровым потенциалом, на 15-30% более низким затратам и статусом "надежного партнера". В этой связи предлагается не вступать в прямую конкуренцию с Китаем за "зрелые" чипы, а вместо копирования чужих стратегий рекомендуется совершить "скачок", сосредоточившись на новой высокотехнологичной нише — "продвинутой упаковке" (advanced packaging). Вероятно, это наиболее логичный сценарий для Индии, которой будет крайне сложно догонять Китай и США в погоде за вершиной в ГЦС. В то же время такой сценарий может быть важен для РФ в контексте выстраивания сотрудничества с Индией в области микроэлектроники – от возможностей поставки критических металлов до кооперации в отдельных промежуточных звеньях в ГЦС.

Индийские полупроводниковые амбиции и глобальная конкурентоспособность: противостояние вызовам со стороны Китая

© Shutterstock

Полупроводники (или чипы) являются основой современной экономики, приводя в действие множество товаров, от телевизоров до автомобилей, и определяя новые горизонты в области ИИ. Экспортный контроль США в отношении передовых чипов ускорил, по мнению автора, «агрессивные инвестиции» Китая в свою инновационную экосистему в области полупроводников в сочетании со стратегиями локализации. Хотя Китай все еще может сталкиваться с трудностями в производстве передовых чипов, он быстро нарастил долю на мировом рынке в сегменте "зрелых" (legacy) чипов. Автор задается вопросом о том, как Индия развивает свой зарождающийся полупроводниковый путь и как страна может создать и обезопасить свой инновационный потенциал в сравнении с растущим могуществом Китая. Особенно это важно в рамках глобальных усилий по снижению рисков и диверсификации цепочек поставок. Столкновение в долине Галван в 2020 году резко высветило многочисленные контуры технологической и экономической зависимости Индии от Китая.


Позиции Индии и Китая после Галвана

Индия начала ограничивать деловую активность Китая в начале 2020 года, усилив ограничения после военного столкновения в Галване в июне того же года. В ответ Индия применила комплекс мер, включая проверку инвестиций, запреты на продукцию и налоговые расследования. "Press Note 3" от 2020 года был направлен на регулирование иностранных инвестиций из стран, имеющих сухопутную границу с Индией. После кризиса в Галване индийское правительство ввело ограничения на государственные закупки и запретило несколько китайских приложений. В ответ Китай задерживал таможенное оформление немецких тоннелепроходческих машин, необходимых для критически важных инфраструктурных работ. С 2023 года Китай ограничил экспорт критически важных минералов, таких как галлий и германий, в такие страны, как США, Индия, Япония и Нидерланды. В январе 2025 года он ограничил доступ к рабочей силе и специализированному оборудованию, чтобы помешать производству новейших iPhone в Индии. К июлю 2025 года более 300 китайских инженеров покинули заводы Foxconn по производству iPhone в Индии в соответствии с более широкой китайской стратегией по ограничению передачи технологий, экспорта оборудования и развития рабочей силы своим развивающимся конкурентам. 


Экономические и геополитические уравнения

Индия по-прежнему сильно зависит от китайского импорта, эскалация напряженности в отношениях с Китаем после Галвана привела к потерям в электронном секторе Индии в размере около 15 млрд долларов США. Отраслевые ассоциации, такие как ICEA и MAIT, заявили, что задержки с выдачей виз китайским специалистам привели к "узким местам" в передаче технологий и навыков. Политика Индии после Галвана разворачивалась в более широком геополитическом контексте снижения зависимости от Китая. Это происходило на фоне ограничений США против Huawei (с 2019 г.) и SMIC (2020 г.). Санкции США были сосредоточены на передовых чипах и реализовывались как "стратегия удушающих точек" (chokepoint strategy), чтобы остановить прогресс Китая в области ИИ. Однако "треугольная динамика" между США, Китаем и Индией претерпела заметный сдвиг. Поскольку обе страны сталкиваются с жесткими тарифами Вашингтона, Индия работает над тем, чтобы сбалансировать свои отношения с Китаем в свете своих внутренних экономических приоритетов и заигрываний Вашингтона с Пакистаном и Китаем.


Цепочки создания стоимости и поставок полупроводников

Цепочки создания стоимости в полупроводниковой отрасли географически сконцентрированы и имеют сложную международную взаимозависимость. Цепочка делится на три этапа: проектирование и основная IP (интеллектуальная собственность); производство; и сборка, тестирование и упаковка (ATP). В верхнем звене цепочки – проектировании и IP – доминируют США и Великобритания. 75% мировых мощностей по производству полупроводников находится в Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань и материковый Китай), при этом Тайвань контролирует 92% мировых мощностей по производству передовых чипов (менее 10 нм). 95% мощностей ATP сосредоточено в таких странах, как Китай, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Вьетнам и Филиппины.

Для производства самых современных полупроводников требуется 300 видов критически важного сырья, включая минералы, газы и химикаты. Китай занимает доминирующее положение в трех из четырех критически важных минералов, используемых в полупроводниках. На его долю приходится 79% мирового производства необработанного кремния, 60% мировых поставок очищенного германия и 98% мирового производства галлия. Производственный процесс требует специализированного оборудования, такого как машины EUV-литографии (экстремальный ультрафиолет), монополистом в производстве которых является нидерландская компания ASML.


Полупроводниковая промышленность Китая

Китай все еще далеко позади в верхних эшелонах цепочки создания стоимости – в проектировании, EDA (инструментах автоматизации электронного проектирования) и ключевом производственном оборудовании. Однако разрыв сокращается благодаря последовательным раундам государственных расходов. Китайские игроки в сфере ATP контролируют от 27% до 38% рынка. Китай лидирует в мире по расширению полупроводниковых мощностей, и треть всех строящихся в мире фабрик находится в Китае. 

Китай готов доминировать в сегменте производства "зрелых" чипов, который свободен от санкций: китайские фирмы могут устанавливать цены на свою продукцию на 30% ниже рыночных. "Узким местом" в подъеме Китая по цепочке стоимости остается его зависимость от передового оборудования (EUV-машин) от ASML. Прорыв Huawei с 7-нм чипом Kirin 9000s был достигнут с использованием менее эффективных DUV-машин (глубокий ультрафиолет), что снижает эффективность производства. Тем временем Huawei создает в Шанхае R&D-центр, нанимая ключевых специалистов из ведущих производителей оборудования, таких как ASML, Applied Materials и KLA. Китай является крупнейшим в мире рынком сбыта полупроводников (31,4% мировых продаж), но при этом остается нетто-импортером.


Экспортный контроль и запреты: побочные эффекты

"Стратегия удушающих точек" США расширилась до многосторонних соглашений между США, Японией и Нидерландами по ограничению экспорта оборудования для производства полупроводников в Китай. Китай ответил жестким экспортным контролем над критически важными минералами – галлием и германием. В результате цены на галлий выросли более чем вдвое, а на германий – более чем на 70%. Ограничения стимулировали китайские инновации (например, LLM-модель DeepSeek), а также использование тактики "серого рынка" и накопление запасов.

Потеря китайского рынка привела к потере рыночной капитализации американских поставщиков в размере 130 млрд долларов. Напротив, совокупный доход пяти ведущих китайских производителей оборудования с 2019 года вырос на 473%. Правительство Нидерландов, обеспокоенное доходами ASML, объявило в 2024 году, что будет регулировать экспорт DUV-машин независимо от США. Эти меры контроля ускорили долгосрочное стратегическое видение китайского правительства по развитию внутреннего потенциала и активной "де-американизации". Так, китайское правительство попросило технологические компании прекратить заказы на чипы NVIDIA H20 (разрешенные США к продаже) из-за соображений безопасности и обязало отечественные фирмы закупать 50% чипов у местных производителей.


Полупроводниковые амбиции Индии

Индийская полупроводниковая миссия (ISM), запущенная в 2022 году, направлена на развитие экосистемы полупроводников по всей цепочке создания стоимости. Бюджет ISM составляет 10 млрд долларов США. Субсидии делятся между центральным правительством (50%) и правительствами штатов (более 20%).

Первая в Индии полупроводниковая фабрика компании Tata Electronics строится в Дхолере (Гуджарат) с использованием технологий тайваньской PSMC; выпуск чипов запланирован на конец 2026 года. Tata Electronics также строит предприятие по ATP в Ассаме. Среди других игроков – американская Micron Technologies (завод ATP), Kaynes (аутсорсинговое тестирование и упаковка) и совместное предприятие Renesas (Япония/США), Star Microelectric (Таиланд) и CG Power (Индия) по созданию аутсорсингового предприятия по тестированию и упаковке. В мае 2025 года Кабинет министров одобрил еще один объект в Джеваре (Уттар-Прадеш) как СП HCL и Foxconn.

ISM также фокусируется на верхних эшелонах цепочки через схему стимулирования, связанную с проектированием (DLI). Программа "Chips to Start-up" (C2S) направлена на развитие специализированных кадров. Индия также является частью Сети по обеспечению непрерывности цепочек поставок полупроводников в рамках Quad и подписала соглашения о совместном развитии экосистемы с США, Японией и ЕС.


Автор приходит к ряду ключевых соображений:

1. Кампания "Make in India" (Делай в Индии), нацеленная на самообеспечение в секторе электроники, по иронии судьбы привела к росту импорта компонентов и оборудования из Китая. На долю Китая приходится 62% индийского импорта электронных компонентов.

2. Индия начала инвестировать в различные участки цепочки создания стоимости. Китай, напротив, применил "экосистемный подход" с сильными централизованными стратегиями локализации, чтобы обойти иностранные технологии и достичь самодостаточности.

3. Первые "зрелые" полупроводники индийского производства будут конкурировать с мощным и растущим китайским рынком в этом пространстве. Преимущества Индии заключаются в высоком кадровом потенциале (по оценкам правительства, Индия обладает 20% мирового кадрового резерва в этой области) и ценовой эффективности. Министр электроники и ИТ Ашвини Вайшнав оценил ценовую конкурентоспособность Индии на 15-30% выше мировых показателей. Индия также в настоящее время является вторым по величине производителем смартфонов в мире.

4. Объем выделенного Индией капитала (10 млрд долларов) ниже, чем у Китая. Третий раунд государственного финансирования в Китае (47,5 млрд долларов) подкреплен включением банковских и финансовых учреждений. Индия вступает в борьбу со странами, имеющими более высокие бюджетные ассигнования и доминирующие позиции в цепочке создания стоимости.


Дальнейшие шаги для Индии

Автор предлагает Индии следующие шаги для реализации ее полупроводниковых амбиций:
- На начальном этапе необходимо удовлетворить внутренний спрос со стороны растущего сектора производства электроники. Одновременно следует искать альтернативных партнеров для передачи технологий и знаний
- Необходима расширенная поддержка не только на отдельных участках цепочки стоимости, но и для экосистемы в целом. Ожидаемая программа ISM 2.0 должна расширить поддержку, включив в нее "оборудование и материалы", а также мощности по переработке критических минералов и НИОКР.
- В условиях, когда США и ЕС локализуют производство, отдавая приоритет безопасности над затратами, Индия может позиционировать себя как "экономически конкурентоспособного и надежного партнера" для содействия диверсификации цепочек поставок и привлечения иностранных инвестиций.
- По мере уменьшения размеров чипов все большую важность приобретает "продвинутая упаковка" (advanced packaging). Отраслевые эксперты считают, что у Индии есть реальная возможность занять лидирующую роль в этом переходном сегменте.
- Необходимо активизировать международное сотрудничество и дипломатию с ключевыми странами в цепочках поставок, чтобы укрепить связи с поставщиками критических химикатов, материалов и оборудования, находящимися за пределами Китая.
- Индии необходимо усилить работу по созданию таких институтов, как предлагаемый Индийский центр исследований в области полупроводников (ISRC). В качестве примера для подражания можно использовать Тайваньский исследовательский институт промышленных технологий (ITRI).

Материал по ссылке.